В условиях ЦБС появляется необходимость совершенствования системы каталогов и картотек, т.к. увеличивается состав фондов, усложняется структура библиотеки, возрастает число читателей и абонентов, развивается традиционные и появляются новые формы библиотечного и библиографического обслуживания.
Система каталогов и картотек ЦБС вместе со справочными и библиографическими изданиями образуют справочно-библиографический аппарат, предназначенный для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.
Основная функция системы каталогов и картотек – обеспечение выполнения задач, стоящих перед библиотекой, - воспитательных, культурно-просветительных, информационных. Система каталогов и картотек – важнейший инструмент пропаганды литературы и руководства чтением.
Основные виды каталогов по способам группировки библиографических описаний.
Наиболее распространенными видами каталогов являются алфавитный, систематический и предметный.
В алфавитном каталоге описание книг располагаются в алфавите фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов и заглавий произведений.
При таком построении каталогов, возможно, установить наличие или отсутствие известной читателю книги, а также вписать, какие произведения определенного автора имеются в данной библиотеке.
Систематический каталог представляет собой перечень книг, библиографические описания которых группируются в зависимости от содержания книг по отраслям знания и дальнейшим подразделениям, распространенным в последовательности от более общих к частным.
Систематический каталог, благодаря его структуре, дает возможность получить ответ на вопрос, какие книги по той или иной отрасли знания или определенному ее разделу имеются в библиотеке. Обращение к систематическому каталогу расширяет и углубляет читательские интересы.
Предметный каталог, так же как и систематический основывается при построении на содержании книг, по их библиографическому описанию, в отличие от систематического каталога, располагаются не по отраслям знания, а в алфавите наименований предметов, о которых рассказывается в книгах. Группировка библиографических описаний в каталогах может быть обусловлена характером изданий или специфическими задачами отдельных библиотек. К ним относят нумерационный, географический, хронологический.
В зависимости от профиля и масштаба библиотеки, характера запросов читателей, их возрастных особенностей, состояния СБА используются различные формы и методы рекламы каталогов и обучения читателей пользоваться ими.
Формы рекламы каталогов:
· наглядные
· устные
· комплексные
Наглядные формы рекламы каталогов могут быть печатными или рукописными. Печатные формы выполняются типографическим способом или средствами малой полиграфии.
К наглядным формам рекламы относятся стенды, плакаты, памятки, путеводители по каталогам, листовки и т.д. Познакомить читателя с правилами пользования каталогом могут памятки или путеводители по каталогам. Памятки, путеводители, листовки кладут рядом с каталогом, чтобы читатели могли самостоятельно поработать с ними.
Обучение читателей умению пользоваться каталогами проходят, обычно в устных формах. К ним относятся: беседы; консультации.
Беседы подразделяются на групповые и индивидуальные.
Групповые беседы проводятся с группой пользователей библиотеки, а индивидуальные с конкретным читателем. Цель данных бесед – помочь читателю научиться ориентироваться в структуре библиотечных каталогов.
Рекламные каталоги, как правило, издают крупные библиотеки, экспонирующие у себя уникальные собрания книг или картин местных художников, работ мастеров прикладного искусства. Обычно перечню книг или произведений искусства предшествует краткий обзор деятельности издательства или конкретного автора экспозиции. Перечень изданий или художественных работ выпускают в виде сброшюрованной книжицы. Ее вкладывают в обложку цветную или черно-белую с изображением логотипа библиотеки, символики издательства, выставки или фотографий художников или мастеров – участников выставки.
Распространение справочных сведений о составе, размещении, структуре, содержании, правилах пользования каталогами – одно из направлений деятельности библиотеки. Соответствующие задачи решаются либо с помощью наглядных средств информации, либо в печатной форме – с помощью листовок, памяток, других изданий.
При разработке средств наглядной информации принимаются во внимание два наиболее важных аспекта: размещение и содержание. Замечено, что перегрузка интерьеров библиотеки средствами наглядной информации вызывает обратный эффект: читатель просто проходит мимо, не обращая внимания на огромное количество разнородной бессистемной информации. Поэтому, следует исходить из того, что информация должна быть размещена там, где у читателя возникает соответствующая потребность в ней. В тех случаях, когда администрация библиотеки сомневается в правильности предлагаемого решения, можно обратиться к самим читателям: провести опрос, предложить на выбор несколько возможных вариантов.
У входа в зал каталогов должны быть размещены следующие информационные средства таким образом, чтобы оказаться в поле зрения читателя:
· план помещения (зала каталогов) с показанными на нем каталогами и картотеками. Полезно каждый каталог (картотеку) выделить определенным цветом. Этот же цвет применить в качестве фона на этикетках или номерах каталожных ящиков. План должен быть «привязан к местности» – это просто сделать, если показать на нем окна, отметив точку «Вы находитесь здесь».
· Полный список всех каталогов и картотек библиотеки с указанием наименования отдела, в котором они находятся, комнаты, этажи.
Над каталогами должны размещаться табло с наименованиями. Каждый каталог, картотека снабжаются плакатом с краткой характеристикой 9в объеме основных вопросов паспорта: год основания, отражение фондов, способ группировки, особенности расстановки карточек и т.п.), здесь же размещается увеличенный макет каталожной карточки с помощью стрелок на внешних полях можно показать все элементы БЗ, т.е. из них, которые должны быть вписаны в требовательный листок читателем, отмечаются цветом. Для основных каталогов (алфавитного, систематического, предметного) разработаны алгоритмы поиска. Эти наглядные пособия обычно дополняются информацией, отражающей специфику библиотеки: например, собственную систему кодированных обозначений отделов, фондов, шифров хранения документов, этой информацией должен владеть читатель.
Рядом с алфавитным каталогом обязательно размещается плакат с русским и латинским алфавитом. Рядом с систематическим каталогом – перечень основных делений таблиц классификации. Не стоит размещать полезную для читателей информацию о каталогах на поверхности столов в зале каталогов. В крайнем случае, будет уместна памятка «как заполнить требование». Средства наглядной информации должны обновляться, пересматриваться, дополняться.
Печатные издания о системе каталогов и отдельных каталогах, могут содержать гораздо больше содержательной информации, чем наглядные средства. Такие издания в виде закладок, листовок, памяток предлагаются читателям бесплатно как в зале каталогов, так и в других помещениях библиотеки.