Предлагались следующие задания.
1. Игра “Часть или целое?”
|
|
В другом варианте предложенной игры ситуация более приближена к той, в которой ученики окажутся при моделировании задачи. На доске заранее строятся схемы. Учитель спрашивает, что известно в каждом случае: часть или целое? Отвечая. Учащиеся могут использовать отмеченный выше прием или давать ответ в письменном виде, используя при этом условные обозначения:
¡ — целое
¾ — целое
Могут быть использованы прием взаимопроверки и прием сверки с правильным выполнением на доске заданием.
2. Игра “Что изменилось?”
Перед учащимися схема:
Выясняется, что известно: часть или целое. Затем ученики закрывают глаза, схема принимает вид 2), ученики отвечают на тот же самый вопрос, вновь закрывают глаза, схема преобразовывается и т.д. — столько раз, сколько считает нужным учитель.
Аналогичные задания в игровой форме могут быть предложены учащимся со знаком вопроса. Только задание уже будет формулироваться несколько иначе: “Что неизвестно: часть или целое?”
В предыдущих заданиях учащиеся “читали” схему; не менее важно уметь “одевать”схему.
3. Игра “Одень схему”
До начала урока каждый ученик получает небольшой листочек со схемами, которые “одеваются” по заданию учителя. Задания могут быть такими:
§ а – часть;
§ b – целое;
§ неизвестное целое;
§ неизвестная часть.
4. Игра “Выбери схему”
Учитель читает задачу, а ученики должны назвать номер схемы, на которой знак вопроса поставили в соответствии с текстом задачи. Например: в группе “а” мальчиков и “в” девочек, сколько детей в группе?
Обоснование ответа может быть следующим. Все дети группы (целое) состоят из мальчиков (часть) и девочек (другая часть). Значит, верно знак вопроса поставлен во второй схеме.
Моделируя текст задачи, ученик должен четко представлять себе, что надо найти в задаче: часть или целое. С этой целью может быть проведена следующая работа.
5. Игра “Что неизвестно?”
Учитель читает текст задачи, а учащиеся дают ответ на вопрос о том, что неизвестно в задаче: часть или целое. В качестве средства обратной связи может быть использована карточка, имеющая вид:
с одной стороны , с другой: .
Например: в одном пучке 3 морковки, а в другом 5 морковок. Сколько морковок в двух пучках? (неизвестно целое).
Работа может выполняться в форме математического диктанта.
На следующем этапе наряду с вопросом о том, что надо найти в задаче: часть или целое, задается вопрос о том, как это сделать (каким действием). Ученики подготовлены к обоснованному выбору арифметического действия на основе связи между целым и его частями.
Задания:
§ Покажи целое, покажи части. Что известно, что неизвестно?
§ Я показываю — вы называете, что это: целое или часть, известно оно или нет?
§ Что больше часть или целое?
§ Как найти целое?
§ Как найти часть?
§ Что можно найти, зная целое и часть? Как? (Каким действием?).
§ Что можно найти, зная части целого? Как? (Каким действием?).
§ Что и что нужно знать, чтобы найти целое? Как? (Каким действием?).
§ Что и что нужно знать, чтобы найти часть? Как? (Каким действием?).
§ Составьте выражение к каждой схеме?
Опорные схемы, используемые на данном этапе работы над задачей, могут иметь следующий вид:
Во время эксперимента ученики придумывали свои задачи, иллюстрировали их, “одевали” схемы, использовалось комментирование, самостоятельная работа с различными видами проверки.
Цель: проверить эффективность подхода при решении простых задач, предложенного образовательной программой “Школа 2100”.
Были предложены задачи:
§ На одной полке стояло 3 книги, а на другой – 4 книги. Сколько книг стояло на двух полках?
§ Во дворе играли 9 детей, из них 5 мальчиков. Сколько было девочек?
§ На березе сидели 6 птиц. Несколько птиц улетело, осталось 4 птицы. Сколько птиц улетело?
§ У Тани было 3 красных карандаша, 2 синих и 4 зеленых. Сколько карандашей было у Тани?
§ Дима за три дня прочитал 8 страниц. В первый день он прочитал 2 страницы, во второй – 4 страницы. Сколько страниц прочитал Дима в третий день?
Вывод. Результат контрольного эксперимента отражен в графике.
Решили: 63 задачи – ученики гимназии № 5
50 задач – ученики школы № 74
Как видим, результаты учеников гимназии № 5 при решении задач выше, чем у учеников средней школы № 74.
Итак, результаты эксперимента подтверждают гипотезу о том, что, если при обучении математике младших школьников использовать образовательную программу “Школа 2100” (деятельностный метод), то процесс обучения будет более продуктивный и творческий. Подтверждение этому, мы видим в результатах решения задач № 4 и № 5. Ученикам ранее не предлагались такие задачи. При решении таких задач необходимо было, используя определенную базу знаний, умений и навыков, самостоятельно найти решение более сложных задач. Ученики гимназии № 5 справились с ними более успешно (21 задача решена), чем ученики средней школы № 74 (14 задач решены).