6) № 12(6), стр. 3
Масса верблюда 700 кг, а масса груза, который он несет на спине, составляет 40% массы верблюда. Какова масса верблюда вместе с грузом?
Учащиеся отмечают условие задачи на схеме и проводят ее самостоятельный анализ:
— Чтобы найти массу верблюда с грузом, надо к массе верблюда прибавить массу груза {ищем целое). Масса верблюда известна — 700 кг, а масса груза не известна, но сказано, что она составляет 40% от массы верблюда. Поэтому в первом действии находим 40% от 700 кг, а затем полученное число прибавляем к 700 кг.
Решение задачи с пояснениями записывается в тетрадь:
1) 700: 100 • 40 = 280 (кг) — масса груза.
2) 700 + 280 = 980 (кг)
Ответ: масса верблюда с грузом 980 кг.
8. Итог урока.
— Чему научились? Что повторили?
— Что понравилось? Что было трудно?
9. Домашнее задание: №№ 5, 12 (а), 16
Приложение 2
Тренинг
Тема: “Решение уравнений”
Включает 5 заданий, в результате рассмотрения которых выстраивается весь алгоритм действий решения уравнений.
• В первом задании учащиеся, восстанавливая смысл действий сложения и вычитания, определяют, какой компонент выражает часть, а какой — целое.
• Во втором задании, определив, чем является неизвестное, дети выбирают правило для решения уравнения.
• В третьем задании учащимся предлагается три варианта решения одного и того же уравнения, причем ошибка кроется в одном случае в ходе решения, а в другом — в вычислении.
• В четвертом задании из трех уравнений нужно выбрать те, при решении которых используется одно и то же действие. Для этого ученик должен “пройти”весь алгоритм решения уравнений трижды.
• В последнем задании надо выбрать х в нестандартной ситуации, с которой дети еще не встречались. Таким образом, здесь проверяется глубина усвоения новой темы и способность ребенка применять изученный алгоритм действий в новых условиях.
Эпиграф урока: “Все тайное становится явным”. Приведем некоторые высказывания детей при подведении итогов в ресурсном круге:
— На этом уроке я запомнил, что целое находится сложением, а части — вычитанием.
— Все, что неизвестно, можно найти, если правильно выполнять действия.
— Я понял, что есть правила, которые нужно выполнять.
— Мы поняли, что не нужно ничего скрывать.
— Мы учимся, чтобы быть умными, чтобы неизвестное стало известным.
Задание № 1 | Самост. выбор | Выбор в паре |
Выбери уравнение, где х — целое: а) х+7=9 б) х–3 = 5 в) 9–х=4 | ||
Задание № 2 | ||
5 + х = 7 Выбери правило: а) Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. б) Чтобы найти часть, надо к целому прибавить другую часть. в) Чтобы найти целое, части надо сложить. | ||
Задание № 3 | ||
Выбери верное решение: а) х-2 = 6 б) х-2 = 6 в) х-2 = 6 х=6-2 х=2+6 х=6+2 х=4 х=9 х=8 | ||
Задание № 4 | ||
5-х = 5 Чему равен х? а) 1 6) 0 в) 10 | ||
Задание № 5 | ||
Выбери уравнения с одинаковым решением: а)х+3 = 10 б) 10-х=3 в) х –3=10 |
Экспертная оценка
№ задания | Верный выбор |
1 | б |
2 | а |
3 | в |
4 | а |
5 | а и б |
Приложение 3
Устные упражнения
Целью этого урока, является знакомство детей с понятием числового отрезка. В предложенных устных упражнениях не только идет работа по развитию мыслительных операций, внимания, памяти, конструктивных умений, не только отрабатываются навыки счета и ведется опережающая подготовка к изучению последующих тем курса, но и предлагается вариант создания проблемной ситуации, который может помочь учителю организовать при изучении данной темы этап постановки учебной задачи.
Тема: “Числовой отрезок”
Основная цель:
1) Познакомить с понятием числового отрезка, научить
одну единицу.
2) Закрепить навыки счета в пределах 4.
(К этому и последующим урокам дети должны иметь линейку длиной 20 см.) — Сегодня на уроке мы проверим ваши знания и смекалку.
[1] — “Потерялись”числа. Найдите их. Что можно сказать о месте каждого потерявшегося числа? (Например, 2 на 1 больше, чем 1, но на 1 меньше, чем 3.)
1 . 3 . 5 . 7 . 9
[2] — Установите закономерность в записи чисел. Продолжите вправо на одно число и влево на одно число:
. 3 5 7 .
[3] — Восстановите порядок. Что вы можете сказать о числе 3?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[4]-Разбейте квадраты на части по цвету:
|
| ||||||
| |||||||
| |||||||
З+С=К 1+3=
+= +=
К-З=К 4-1=
-= -=
— Как обозначены все фигуры? Как обозначены части? Почему?
— Вставьте в “окошки”пропущенные буквы и цифры. Объясните свое решение.
— Что обозначают равенства 3 + С = К и К — 3 = С? Какие числовые равенства им соответствуют?
— Назовите целое и части в числовых равенствах.
— Как найти целое? Как найти часть?
— Сколько зеленых квадратов? Сколько синих?
— Каких квадратов больше — зеленых или синих — и на сколько? Каких квадратов меньше и на сколько? (Ответ можно пояснить на рисунке, составляя пары.)
— По какому еще признаку можно разбить на части эти квадраты? (По размеру — большие и маленькие.)
— На какие части тогда разобьется число 4? (2 и 2.)
[5] — Составьте два треугольника из 6 палочек.
— А теперь составьте два треугольника из 5 палочек.
— Уберите 1 палочку так, чтобы получился четырехугольник.
[6] — Назов