Компетенция. Менеджер несет ответственность за:
- установление подходящего уровня профессиональной компетенции в соответствии с имеющимися в его распоряжении в данный момент знаниями и навыками;
— исполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии ссуществующими законами, правилами и техническими стандартами;
- представление полных и понятных докладов и рекомендаций, следующих за детальным анализом текущей информации;
— сообщение нежелательной (так же как и желательной) информации,суждений и мнений;
— воздержание от любой деятельности, которая дискредитирует профессию и его лично.
Конфиденциальность. Менеджер несет ответственность за:
- нераспространение конфиденциальной информации, если это не предусмотрено руководством;
— информирование подчиненных, учитывая конфиденциальность информации, приобретенной в ходе их работы, а также за надзор за их деятельностью с целью соблюдения конфиденциальности;
- воздержание от использования конфиденциальной информации, приобретенной в ходе работы, с целью достижения преимущества неэтичны ми методами.
Целостность. Менеджер несет ответственность за:
- предотвращение столкновения интересов и за разрешение возникающих конфликтов;
- воздержание от вовлечения в любую деятельность, которая может помешать принять этически верное решение;
- отказ от любых подарков, услуг, которые влияют (или есть возможность, что повлияют) на его действия;
- предотвращение как активного, так и пассивного противодействия достижению законных и этических целей компании;
- распознавание профессиональных ограничений сотрудников, которые по мешают успешной деятельности.
Объективность. Менеджер несет ответственность за:
- честное и ясное сообщение любой информации;
- раскрытие всей текущей информации, которая, как ожидается, может повлиять на деятельность фирмы.
Способы разрешения внутрифирменных конфликтов.
В разрешении конфликтов менеджер может встретить неэтичное поведение. При этом он должен четко следовать своду законов компании. Если существующие нормы не содержат указаний на способы разрешения возникшего конфликта, то менеджер должен предпринять следующие действия:
— обсудить сложившуюся ситуацию непосредственно с начальником, если она, конечно, не касается его самого; в последнем случае следует про анализировать эту ситуацию со следующим вышестоящим лицом. Если проблема не может быть однозначно решена, то следует обратиться к менеджеру следующего уровня. Если же непосредственный начальник
является высшим должностным лицом компании, в роли советчика при решении вопросов может выступить целая группа людей, такая, как аудиторская структура, комитет должностных лиц, совет директоров, совет доверенных лиц или владельцы компании. Контакт с вышестоящими людьми может происходить, только если об этом знает непосредственный начальник;
- прояснить ситуацию в конфиденциальной беседе с целью достичь взаимопонимания и взаимного согласия в разрешении данной проблемы;
- если этический конфликт не устранен после всех этих действий, менеджеру остается только одно подать в отставку.
Намереваясь принять какое-либо решение, обратитесь к имеющимся нормам, относящимся к вашей профессии. Беседы с теоретиками и практиками и чтение профессиональных изданий дадут вам представление об основах этики в данной сфере деятельности. Но если в фирме действует свод этических правил, подобный приведенному выше, он должен стать вашей настольной книгой. Только в России таких сводов уже насчитывается несколько десятков. Назовем в качестве примера "Правила добросовестной деятельности членов профессиональной Ассоциации участников фондового рынка" (1994); "Кодекс профессиональной этики членов Российского общества оценщиков" (1994). В конце 1995 г. Второй Конгресс российских предпринимателей принял "Хартию бизнеса России".
В Приложении 1 приведен пример корпоративного этического кодекса на территории России. На наш взгляд, он может быть подвергнут серьезной критике со стороны этики, языка и даже прав человека. Но как новое, перспективное явление в деловой жизни, он заслуживает внимания.
Одни из этих документов ориентированы на решение узкопрофессиональных задач, другие — на решение более общих, но не менее актуальных задач (например, проблема борьбы с насилием в предпринимательской среде). Но все они первые помощники менеджера. Однако необходимо сделать одно психологическое замечание. Этический кодекс фирмы может существовать в письменной или только в устной форме, иногда он является негласным. В последнем случае он обычно "насаждается" первым лицом. Нанимая нового сотрудника, руководитель из списка претендентов выбирает (часто интуитивно, бессознательно) того, чей внутренний кодекс больше соответствует этическому кодексу фирмы (т. е. шефа!).
Очевидно, что свод этических правил и — шире — тип деловой культуры зависят от типа лидерства, доминирующего в организации. А сам этот тип лидерства формировался во многом в зависимости от способа возникновения данной организации, ее генезиса, в частности от того, сам ли руководитель (в том числе с группой друзей, родственников) создал организацию или она перешла к нему из государственной формы собственности.
В целом на предприятиях, принадлежащих индивидуальным владельцам, лидеры не более эгоцентричны, чем руководители государственных организаций или бывшие таковыми.
Часто можно слышать, как многие российские руководители и предприниматели, проходившие обучение у преуспевающих западных специалистов по управлению, высказывают сомнения по поводу возможности применения западных методик в решении проблем, возникающих в наших организациях. Использование западного опыта, разумеется, требует осторожности и учета массы особенностей российской действительности.
Это объясняется использованием иных принципов взаимодействия руководителя с персоналом, клиентами, поставщиками и т. п. Причина прежде всего в различии воспитания. Западная предпринимательская культура предполагает взаимную ответственность, обязательность в деловых отношениях. Отсюда высокая степень надежности отношений в сфере бизнеса. На Западе при заключении соглашения часто ограничиваются устной договоренностью. У нас же даже подписание формальных документов, в которых оговариваются взаимные обязательства сторон, не гарантирует корректную реализацию договоренности. Вполне объяснимо, что человек, воспитанный в системе, где есть только два типа поведения: при одном ты хорошо работаешь и хорошо живешь; при другом не работаешь вообще и потому бедствуешь, — пытается сохранить клиентуру и строить отношения с деловыми партнерами на принципе обоюдной взаимовыгодной ответственности.
Для того чтобы достигнуть такого уровня в организации, необходимо трансформировать систему управления, изменять устаревшие принципы организации труда, развивать мотивацию персонала. Большую роль в преодолении негативных стереотипов могут сыграть именно этические кодексы.