Следует подчеркнуть при этом одно важное обстоятельство: в абсолютно "чистом ", идеальном виде ни один тип реально не существует. Речь, скорее, должна идти о соотношении свойств, характерных для разных типов, но присущих одному предпринимателю. Сочетание черт "акулы" и "дельфина" в одном человеке может привести к внутренним конфликтам при разрешении морально-этических проблем.
Нельзя не отметить, что постепенно "дельфины" вытесняют "акул". Этот процесс набирает силу, о чем, в частности, свидетельствует повышенный интерес к проблемам этики деловых отношений, в первую очередь, в цивилизованных странах, принятие кодексов предпринимательской этики. Дело здесь в росте общей культуры населения земли и ее универсального влияния на жизнь человечества. Наличие внимания к этим проблемам уже говорит об определенном уровне деловой культуры. Эти процессы происходят и в российском бизнесе. Следует отметить, что и мировое деловое сообщество, и деловое сообщество какой-нибудь страны проходят в своем развитии этапы, характерные для морального совершенствования отдельной личности.
Эти этапы таковы:
1. Я исхожу из собственной выгоды, не задумываясь об отрицательных последствиях (зле) для других и даже для себя.
2. Я знаю, что это зло, но оправдываю его для себя и других (порой даже выдавая за добро).
3. Я осознанно, но вынужденно воздерживаюсь от нанесения ущерба, совершения зла, поскольку понимаю, что это в конечном счете повредит и мне.
4. Я осознаю связь своих поступков с тем, что происходит в моей стране и в мире.
5. Я сознательно не делаю зла, дабы не умножать его в мире.
6. Я не могу совершить зло.
7. Я совершаю добро, не задумываясь о выгоде для себя.
Психологический алгоритм любого продвижения вперед по пути этического развития начинается с осознания того, что "что-то не так", затем должна возникнуть потребность поделиться с другими этими мыслями и совместно предпринять какие-то практические шаги для улучшения положения дел.
В деловой культуре разных стран существует постулат: "Честь дороже прибыли", хотя честь — это сугубо морально-психологическая категория. Можно даже утверждать, что на основе этической системы ценностей образуется комплекс моральных норм делового поведения, этический кодекс. Именно такой позиции придерживался Адам Смит, и, как свидетельствует опыт развития экономики за прошедшие 200 лет, он оказался прав.
Рассмотрим положение о том, что этические приоритеты выгодны в деловой практике.
Хотя многочисленные примеры указывают на то, что бизнес ведется нечестно и недобросовестно, существует масса других примеров, показывающих, что миллионы решений, принимаемых в бизнесе, основаны на принципах честности и благополучия окружающих. Почему это возможно? Почему бизнесмены должны принимать решения, соответствующие моральным нормам? Какая разница в последствиях?
Вот один из ответов: "Наиболее важным вопросом в наши дни является вопрос о том, как правильно действовать, как правильно вести себя, какими методами вести бизнес. Заботьтесь о том, чтобы все было не только законно, но и этично. Вы когда-нибудь задавались вопросом: каким был бы бизнес, если бы каждый следовал "золотому правилу"? Конгресс не стал бы тогда так серьезно рассматривать ситуацию внутренней торговли, компании не требовали бы от работников подписывать свод этических законов фирмы или устанавливать определенные нормы при заключении контрактов с агентами. Многие люди, включая бизнес-лидеров, предполагают, что такие этические нормы неблагоприятно повлияют на результат деятельности с точки зрения прибыли. Я считаю, что мораль — это и есть бизнес, так как честное ведение бизнеса привлекает честных работников, много клиентов и т. д. Вы делаете то, что считаете верным, не потому, что вы следуете установленным нормам, не из-за законов и правил, а потому, что вы сами предполагаете, что так будет правильнее" (Д. Перелла). Добавим к этому высказывание крупного отечественного предпринимателя Е.А. Полецкого: "Репутация — это не деньги, это очень большие деньги".
Преуспевать в делах будет намного легче, если подойти к рассмотрению вопроса о вашей карьере, зная, что существует несколько закономерных последствий этического поведения на работе. Аналогично — для ситуации с аморальным поведением. Само собой разумеется, что ваш начальник не подойдет к вам и не скажет: "Я рад отметить, что за последние шесть месяцев вы выросли в наших глазах, так как ни разу не приписывали несуществующих результатов в отчеты. Вы заслужили премию". Тем временем, завышая расходы компании за те шесть месяцев, несчастный работник мог бы "вытащить" из компании столько денег, что хватило бы, так скажем, на пару модных ботинок и на незабываемый ужин в дорогом ресторане. Хотя бы уже поэтому вам может показаться трудной "игра в этику". Вам потребуется много времени для того, чтобы дойти до мысли, что длительные последствия морального поведения, несомненно, намного лучше, чем кратковременные выгоды, полученные в результате аморального поведения, что та самая украденная пара обуви и ресторанное похмелье не стоили этого.
Современное общество выработало сложную систему этических правил, которые позволяют людям сосуществовать вместе и выполнение которых строго обязательно для каждого. Большего от человека общество не требует. Вмешательство в приватную жизнь — табу. Свое поведение выбирает сам человек. В этой связи интересно определение А. Швейцером этики как "имени, которое мы даем хорошему поведению. Мы чувствуем обязательство не только перед самим собой, но и перед другими, перед обществом в целом". Иначе говоря, этика — это принципы, ведущие нас к принятию решения, которое благоприятно отразится на окружающих. Однако они далеко не всегда соблюдаются в практических отношениях между деловыми партнерами.
Каковы же причины неэтичного поведения в деловом общении?
1. Слишком большой акцент на прибыль.
2. Неправильное понимание верности интересам компании.
3. Чрезмерное увлечение личными амбициями.
4. Расчет на то, что тебя не поймают.
5. Неуверенность в правильности или в неправильности действий.
6. Нежелание занять этическую позицию.
Понимание основных причин поможет стать более восприимчивыми к тем сигналам возрастающего давления на вас, которые заставляют вас поступиться своими принципами.
Рассмотрим эти причины подробнее.
1. Первая и, возможно, самая важная причина неэтичного поведения -это слишком большое внимание, уделяемое компанией получению прибыли.
Примером может служить компания Beechnut no производству яблочного сока. Должностные лица компании сначала приобрели сомнительный, но дешевый концентрат, так как Nestle, их головная компания, требовала и повышения прибыли, и увеличения денежного потока. Учитывая предыдущие показатели работы компании Beechnut, эти цели были нереальны, по крайней мере на ближайшее будущее. Чтобы сохранить свои рабочие места и улучшить положение компании, должностные лица Beechnut считали возможным обходить этические нормы стороной.