рефераты по менеджменту

Теоретические аспекты делового общения

Страница
14

Примером "игры по правилам" может быть рассмотренный выше (разд. 2.2.1 гл. 2) тип ритуальной речи. Это речь в соответствии с правила­ми этикета (не законодательства, конечно; существует очень мало уго­ловных статей, по которым судили бы за речь, хотя и существуют: статья за клевету, за оскорбление личности, за доведение до самоубийства).

Всем известно, что, когда человек находится в агрессивном или подав­ленном психологическом состоянии и это состояние вызвано его деятель­ностью, а возможно, речью или действиями других людей, у него возни­кает естественное желание совершить агрессивный поступок. И нет такого человека, которого не "душила бы ярость" в определенной ситуации. Но существуют социальные, нравственные, личные ограничения. Не каждое действие доходит до реализации, многие из них "умирают" как бы в за­чатке мотивации. Это означает, что в сознании человека есть нечто позволяющее ему в определенных ситуациях одни поступки совершать, а другие не совершать. Этот барьер, который позволяет или не позволяет что-то совершить, и есть нравственный барьер. Он, конечно, имеет опре­деленную корреляцию с нравственным уровнем развития общества, но в то же время индивидуален (что соотносится с теоретическим представле­нием о возможности совмещения противоположных тенденций в одном объекте).

Как мы можем знать, что является правильным? Очевидно, основные представления о морали и основные ценности закладываются с детства и развиваются в период от рождения до окончания школы. Поступки и пове­дение родителей, родственников, учителей, тренеров, наставников накла­дывают отпечаток на сознание ребенка, формируют отношение к добру, честности, справедливости и ведут нас к развитию других ценностей, кото­рые складываются в этические нормы поведения. Таким образом, все, что формирует внутренний нравственный барьер, конечно, определено тем, что окружает человека, тем, что он видел с момента появления на свет.

Хорошего он видел, как правило, мало. В формировании нравственного барьера людей старшего и более молодого поколений, живущих в России, было очень много лицемерия, и поэтому наш барьер по сравнению с обще­человеческим достаточно невысок, что создает дополнительные коммуни­кативные проблемы, в том числе на межнациональном и международном уровнях. В "Московской саге", рассказывая о провинциальном юноше, впер­вые попавшем в послевоенную Москву и с восторгом рассматривающем витрины магазинов, автомобили, улыбающихся прохожих, В.П. Аксенов с болью замечает, что юноша даже не подозревал, что каждый кирпич этого города, который ему так понравился, пронизан "жестокостью и ложью". В попытке освободиться от жестокости и лжи сегодня мы продвинулись очень незначительно. Это особенно заметно при анализе взаимоотношений с иностранными партнерами. Можно многое здесь написать о великих эти­ческих учителях России, русском характере и влиянии на него 70-летней (только ли?) лжи, пропитавшей жизнь страны.

Рассмотрите следующие ситуации, оцените их типичность и подумай­те, как эти действия могут повлиять на моральное сознание человека:

- родители бездумно нарушают законы и нормы поведения, особенно зная, что не будут пойманы и наказаны: "несут ", мусорят на улицах или незаконно копируют компьютерные файлы;

- один из знакомых возвращает в магазин купленный предмет, который был случайно им сломан, заявляя, что поломка произошла до приобрете­ ния;

- родители и другие люди, которых вы уважаете, любыми методами пы­ таются уйти от уплаты налогов, скрывая часть доходов;

— родители выполняют школьную домашнюю работу ребенка, чтобы обес­печить ему высокую оценку или просто чтобы "поскорее разделаться " с домашним заданием сына или дочери;

- родители не обращают должного внимания на ошибку при расчете за покупку, если она в их пользу;

- учителя пиратски копируют аудиокассеты, видеозаписи, объясняя свой поступок тем, что они сделали это ради образовательных целей;

— делаются унизительные замечания и отпускаются низкопробные шут­ ки по поводу национальных меньшинств, людей, имеющих какие-либо физические недостатки, или по поводу других групп людей.

В ряде случаев люди вынуждены совершать неэтичные поступки, чув­ствуя давление со стороны окружающих — родителей, коллег, которые могут делать это совершенно неосознанно. Рассмотрим следующие часто встречающиеся примеры аморального поведения:

- списывание ответов теста у соседа по парте с целью получить опреде­ ленное количество баллов (давление со стороны родителей или необхо­ димость сдать предмет);

— невнесение своей доли в общее дело;

— плагиат в отчетной работе;

- нежелание разоблачать студента, списывающего на экзамене;

- приписывание себе качеств, которых нет, в резюме, чтобы увеличить шансы получения работы, стипендии и т. д.;

— присваивание денег, по ошибке выданных банкоматом (например, вы хо­ тели снять с вашего счета 100руб., а автомат вам выдал 1000руб., причем на вашем счете сумма уменьшилась всего лишь на 100 руб).

Иногда бывает очень сложно применить этические нормы в типичных ситуациях на рабочем месте. Чтобы это проиллюстрировать, приведем сле­дующие примеры:

— юрист вынужден скрывать бухгалтерские отчеты своего клиента, чтобы помешать финансовой инспекции обнаружить его уклонение от упла­ ты налогов;

- фирма владеет ценными бумагами банка, который имеет неуплаченный заем одного из клиентов этой фирмы;

- агент по продажам, которому приходится часто совершать поездки, чув­ ствует себя обманутым, когда оплата личных телефонных звонков не входит в расходы на поездку. В результате он завышает в отчете рас­ ходы на машину, чтобы покрыть затраты на телефонные звонки;

— клерки, работающие в отделе по связям с общественностью, часто раз­ глашают информацию из личных файлов, они считают нормальным об­ суждать ее с коллегами во время обедов и перекуров;

— производя оборудование на экспорт, компания планирует сократить уровень безопасности оборудования и уровень воздействия на окружа­ ющую среду по сравнению со стандартами своей страны. Соблюдая более низкие стандарты той страны, в которую будет поставлено произведенное оборудование, компания сокращает производственные расходы;

- в письме к инвестору менеджер компании сообщает, что курс ценных бумаг клиента вырос на 24 процента, но не дает информации о том, что курс на ценные бумаги вообще повысился на 32 процента за тот же период;

— для повышения доходов отдела услуг компания в финансовой отчетно­ сти завышает количество труда, вложенного в данную продукцию;

- тая злобу на своего начальника, работник выдает конфиденциальную информацию фирмы (такую, как торговые секреты компании, марке­ тинговая стратегия или планы компании по развитию технологий) зна­ комому, работающему на конкурирующую компанию.

Каждое из этих действий направлено на соблюдение собственных ин­тересов вне зависимости от законов и интересов других людей. Типич­ность и безнаказанность такой ситуации в России свидетельствуют о том, что подобное поведение принимается обществом; к сожалению, это и есть та система ценностей, которая распространена в деловом мире.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту