Из таблицы 7 видно, что большая часть покупателей в торговых предприятиях с основными и повышенными ценами относится к трудоспособному населению, с пониженными и низкими ценами - к пенсионному возрасту.
Исследование факторов (мотивов), определяющих выбор продукта покупателем, принимающим решение о его покупке, позволило выбрать 11 основных критериев, определяющих покупательский выбор хлебобулочных изделий. В их число вошли: знание фирмы-производителя хлеба, цена, наличие упаковки, качество, ингредиенты, свежесть, срок хранения, место производства, форма хлеба, вкус хлеба, товарный вид. Оказалось, что наиболее значимыми критериями выбора у покупателей хлебобулочных изделий в настоящее время являются: "вкус хлеба" и "свежесть хлеба" (делят между собой 1-е и 2-е места); "качество хлеба" (3-е место). Несколько менее важными для покупателя являются критерии: "ингредиенты", "срок хранения/дата изготовления", "цена", "наличие упаковки", "товарный вид", "место производства" "форма хлеба", "знание фирмы-производителя".
Наибольшим спросом в Санкт-Петербурге пользуются батоны – их приобретают 80% покупателей хлебобулочных изделий, и черный хлеб – 66,5% респондентов. Пряники - традиционное русское лакомство – пользуются спросом у 38% петербуржцев. Среди хлебобулочных изделий пониженной влажности равные позиции занимают бублики и сушки – их выбирают по 27,1%, меньшей популярностью пользуются сухари – 21,7% покупателей.
Разнообразную мелкоштучную выпечку – булочки, ватрушки и другие сдобные изделия - приобретают чуть больше половины покупателей. Наибольшим спросом у потребителей такой продукции пользуются ромовые бабы – им отдают предпочтение более 36% покупателей, сдобные булочки приобретают порядка 34%, рулетики – 33,4% петербуржцев, покупающих мелкоштучную выпечку.
В рейтинге спонтанной известности рекламы предприятий лидируют три петербургских производителя: "Каравай" – его назвали 12,4% покупателей хлебобулочных изделий, "Пекарь" – 10,2% и "Хлебный дом" – 9,1% респондентов. Остальные петербургские производители в этом рейтинге набрали не более 2,2% голосов каждый.
Для выявление ключевых преимуществ предприятия используется метод SWOT (strong, weak, opportunities, threats – сила, слабость, возможности, угрозы) – анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз.
Сильные стороны могут включать в себя: специальные навыки и умения; аккумулированный опыт; высокую профессиональную компетентность; доступ к ресурсам; репутацию; географическое положение компании и торговых точек; имеющиеся технологии и потенциал их обновления; способность к адаптации. Факторы, недостаточно развитые для того, чтобы стать сильными сторонами компании, превращаются в слабые.
Возможности: выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; добавление сопутствующих продуктов; вертикальная интеграция (интеграция предприятий вдоль производственного процесса, системы распределения и продажи, т.е. приобретение или усиление контроля над поставщиками и посредническими структурами); ускорение роста рынка.
Угрозы: возможность появления новых конкурентов; рост продаж замещающего продукта; замедление роста рынка; неблагоприятная политика правительства; возрастающее конкурентное давление; рецессия и затухание делового цикла; неблагоприятные демографические изменения.
Для установления связей слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис. 1).
Возможности 1. 2. |
Угрозы 1. 2. | |
Сильные стороны 1. 2. |
Поле СИВ |
Поле СИУ |
Слабые стороны 1. 2. |
Поле СЛВ |
Поле СЛУ |
Рис. 1. Матрица SWOT
Слева выделяются два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которых выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуются четыре поля.
Поле СИВ (сила и возможности): следует разработать такую стратегию, чтобы сильные стороны организации и ее большие возможности во внешней среде взаимодополняли друг друга и давали максимальную отдачу.
Поле СЛВ (слабость и возможности): стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Поле СИУ (сила и угрозы): стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Поле СЛУ (слабость и угрозы): организация должна выработать такую стратегию, которая бы позволила ей избавиться от слабости и предотвратить нависшую над ней угрозу.
После проведения SWOT-анализа необходимо предпринять соответствующие планы действий: например, план по использованию внутренних преимуществ компании и ее положения на рынке или план по нейтрализации слабых мест работы компании и ухода от внешних угроз.
SWOT-анализ, таким образом, представляет собой механизм для системного осмысления того, до какой степени организация может сопоставить себя с окружением. Однако для этого необходимо ясное понимание как окружения, так и ресурсных возможностей организации.
Матрица SWOT для ОАО "Хлебный Дом" представлена в таблице 6.
Таблица 6 Матрица SWOT – анализа для предприятия ОАО "Хлебный Дом"
Возможности: 1. Появление новых поставщиков 2. Снижение цен на сырье 3. Снижение налогов и пошлин 4. Совершенствование технологии производства 5. Неудачное поведение конкурентов 6. Банкротство конкурента 7. Вливание новых инвестиций 8. Растущие требования потребителей |
Угрозы: 1. Изменение покупательских предпочтений 2. Неурожай зерновых 3. Сбои в поставках сырья 4. Изменение правил сертификации 5. Снижение уровня жизни 6. Рост темпов инфляции 7. Ужесточение законодательства 8. Изменение уровня цен 9. Усиление конкуренции 10. Появление иностранных конкурентов на отечественном рынке 11. Скачки курсов валют 12. Низкий срок реализации продукта | |
Сильные стороны: 1. Широчайший ассортимент 2. Низкая себестоимость 3. Контроль качества 4. Стандартизация обслуживания 5. Квалифицированный персонал 6. Достаточная известность 7. Новейшее оборудование, опережающее конкурентов 8. Наличие мощного стратегического партнера в лице Fazer 9. Финансовые возможности 10. Рост объемов производства 11. Большое количество брэндов 12. Ориентация на сервис 13. Использование евролотков |
Сила и возможности: 1. Достаточная известность способствует усилению позиций 2. Банкротство конкурента и финансовые возможности позволят поглотить банкрота, увеличив мощности 3. Совершенствование технологии производства и наличие современно оборудования и достаточных фин. ресурсов обеспечат отставание конкурентов на 5 лет 4. Вливание новых инвестиций, наличие мощного партнера позволяют проводить масштабные исследования |
Сила и угрозы: 1. Политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии 2. Наличие финансовых ресурсов при изменении покупательских предпочтений позволят долгое время работать в убыток для вывода нового товара 3. Известность добавит преимуществ в конкуренции 4. Сложно регулировать широчайший ассортимент при постоянно меняющихся предпочтениях потребителей |
Слабые стороны: 1. Неучастие персонала в принятии управленческих решений 2. Сложность контроля доставки продукции 3. Сложность контроля за ценами в дальних регионах 4. Слабость по следующим ассортиментным позициям: несладкие булочки, чиабатта, булочки для хот-догов |
Слабость и возможность: 1. Сложность контроля доставки продукции и растущие требования потребителей могут привести к потере некоторых потребителей при несвежести продукта. 2. Неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу |
Слабость и угрозы: 1. Неблагоприятная политика государства может привести к сложной финансовой ситуации 2. Слабость по следующим ассортиментным позициям: несладкие булочки, чиабатта, булочки для хот-догов не удержит покупателей при изменении их вкусов 3. Рост темпов инфляции и скачки в курсах валют могут привести к сложность организации выполнения стратегии |