Таким образом, индексы Хершфиндаля-Хиршамана и концентрации позволяют сделать вывод о высоком уровне конкуренции на рынке Санкт-Петербурга, который делает затруднительным выход на рынок новых крупных игроков.
Основным конкурентом ОАО "Хлебный дом" является ОАО "Каравай", его доля рынка составляет 21%. Большая часть выпускаемой этим предприятием продукции – формовые ржано-пшеничные сорта. По пшеничным сортам хлеба ОАО "Хлебный дом" имеет наиболее высокую оценку потребителей. По производству пряников ОАО "Хлебный дом" является монополистом. Аналогичную продукцию на рынке Санкт-Петербурга представляют предприятия Ленинградской области (Будогощи, Кингисеппа, Ломоносова) и ближнего зарубежья (Белоруссии).
Анализ факторов конкурентоспособности ОАО "Хлебный Дом" в зависимости от их важности выявлен в таблице 4.
Таблица 4 Факторы конкурентоспособности
Наименование фактора |
Рейтинг важности фактора |
ОАО "Хлебный дом" |
ОАО "Каравай" |
ОАО "Хлеб" |
АО "Заря" |
ОАО "Пекарь" |
Удобство расположения |
0,02 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
Цена |
0,23 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Качество продукции |
0,30 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Быстрота обслуживания |
0,1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Послепродажное обслуживание |
0,15 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Ассортимент |
0,2 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Итоговое значение конкурентоспособности предприятия |
4,9 |
4,55 |
4,36 |
4,08 |
4,1 |
Можно сделать вывод, что почти по всем показателям конкурентоспособности ОАО "Хлебный Дом" занимает лидирующее положение среди остальных производителей хлебобулочной продукции. За ним следует ОАО "Каравай", проигрывающий исследуемому предприятию в качестве послепродажного обслуживания и наличии достаточно широкого ассортимента товаров. ОАО "Хлеб" неудобно расположен для своих оптовых покупателей. И ОАО "Хлеб", и ОАО Заря", и ОАО "Пекарь" имеют низкий показатель послепродажного обслуживания.
Усиление конкуренции между крупнейшими хлебозаводами практически вытеснило с рынка мелкие пекарни, несколько лет назад появившиеся в большом количестве. Им теперь осталось производство сдобы и хлеба, рассчитанного на узкие группы потребителей, например, круасанов.
Это, в свою очередь, усилит значение именно маркетинговой политики предприятия, его способности определить нужды потребителей. Большими станут различия между марками производителей, что приведет к росту их значения и ценности для предприятий. Высокая конкуренция на рынке ХБИ заставляет хлебопеков воевать за потребителей. Поэтому на рынке наметилась тенденция расширения ассортимента хлебобулочной продукции. Наиболее перспективными, с точки зрения спроса, по мнению производителей, являются изделия с полезными добавками, с длительным сроком хранения, а также замороженные. И предприятия вкладывают в первую очередь в развитие именно этих секторов.
Крупнейшие поставщики муки в Санкт-Петербурге: ОАО "Ленинградский комбинат хлебопродуктов им С.М. Кирова" и ОАО "Петербургский мельничный комбинат".
На рынке хлебобулочных изделий наиболее распространенной является сегментация по категориям: хлеб (стандартный ассортимент, 20-25 позиций), батоны (5-6 позиций), нетрадиционные сорта с полезными добавками (порядка 10), мелкоштучные и сдобные изделия (более 20 позиций). Существующий принцип ценовой сегментации делит рынок на две ниши: хлебобулочные изделия массового спроса, так называемый "социальный" хлеб, который составляет основную часть ассортимента производителей хлебобулочных изделий и нетрадиционные хлебобулочные изделия - низкокалорийный хлеб, различные виды хлеба с добавками и выпечка из слоеного теста. Развитие рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных сортов: потребление "социального" хлеба достаточно стабильно на протяжении уже нескольких лет - его доля составляет около 50%. В первую очередь рост обусловлен повышением спроса на новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и сдобу.
Игроки рынка полагают, что в течение пяти лет произойдет более четкая сегментация. В нижнем ценовом сегменте, с тенденцией к сокращению доли рынка, останутся так называемые традиционные виды хлеба. Будет рост премиального сегмента (50-60 руб. за единицу продукта) - брендированного и хлеба только из натуральных ингредиентов, который в настоящий момент начинает формироваться и представлен в основном импортной продукцией и продукцией некоторых отечественных производителей. Последние пока не торопится запускать в массовое производство премиальные виды хлеба из-за высоких рисков потерь.
Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий по возрастному признаку отдельно для каждой цены представлена в таблице 5.
Таблица 5 Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий
Категория населения |
Повышенная цена |
Основная цена |
Пониженная цена |
Низкая цена | ||||
Количество покупок |
Удельный вес в % к итогу |
Количество покупок |
Удельный вес в % к итогу |
Количество покупок |
Удельный вес в % к итогу |
Количество покупок |
Удельный вес в % к итогу | |
Трудоспособное население |
416 |
84,04 |
435 |
75,00 |
214 |
37,02 |
100 |
22,03 |
Пенсионеры |
69 |
13,94 |
122 |
21,03 |
347 |
60,03 |
340 |
74,89 |
Недостигшие трудоспособного возраста |
10 |
2,02 |
23 |
3,97 |
17 |
2,94 |
14 |
3,08 |
Итого |
495 |
100,00 |
580 |
100,00 |
578 |
100,00 |
454 |
100,00 |