Исторические перемены в общественной жизни привели к значительному разнообразию в свободе выбора содержания и форм культурно-досуговой деятельности. При этом индивидуальные цели и предпочтения в этой деятельности признаются обществом не в меньшей, если не в большей мере, чем цели и предпочтения групповые, коллективные, общественные. Разнообразие форм и содержания культурно-досуговой деятельности, свобода видов творчества, самоутверждение и самореализация каждого – стали сегодня нормой человеческого существования.
Так, сегодня, одной из наиболее предпочтительных форм досуга, является конкурсная программа.
Конкурс – это познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников в какой-либо области.
Конкурс – это всегда состязание, столкновение, борьба за лидерство; это свои правила и условия зафиксированные в «Положении о конкурсе»; это оживление и проявление инициативы, выдумка и изобретательность, поиск и находки в культурно-досуговых занятиях; это проявление массовости и мастерства, лучших качеств участников, их знаний, умений и навыков; это активная форма культурного отдыха, возможность насыщенного и содержательного общения.
В числе первых следовало бы назвать конкурс профессионального мастерства. Известны конкурсы работников культуры, механизаторов, животноводов, продавцов, официантов и т. п. Такие конкурсы воспитывают у молодёжи интерес и любовь к профессии, позволяют превратить знания в умения, а умения – в навыки, способствуют сплочению людей одной профессии в коллектив единомышленников.
Особой популярностью пользуются конкурсы красоты. Традиция проводить такие конкурсы пришла к нам из США, где они перешагнули порог хобби, и сейчас существует целая индустрия.
Конкурсы красоты – это не только соревнования девушек в красоте, обаянии и таланте, но и одновременно своего рода спортивное и театральное шоу.
В нашей стране данный вид вырос из проекта «А ну-ка, девушки!». В начале он специализировался по профессиональному прзнаку, то есть самая лучшая стюардесса, парикмахер и т. д.
Состоял он из следующих пунктов:
1. Представление участниц.
2. Домашнее задание (связанное с профессией).
3. Конкурс на проверку различных качеств участниц – умение петь, готовить и прочие.
В последующем данный вид конкурсной программы претерпел изменение. Был сделан акцент на красочность, исчезнул ряд моментов, и он стал более специализирован. Сейчас он разделён на конкурс красоты и конкурс профессий (лучший парикмахер, повар и т.д.). Конкурс красоты превратила в часть модельного бизнеса, через него модельные агентства ищут себе «новые лица».
Отличительными чертами конкурса красоты является зрелищность и соревновательность.
Кроме всего, проведение таких конкурсных программ направлено на содействие развитию и пропаганде деятельности, способствующей гармоничному развитию личности, утверждению здорового образа жизни, духовному и физическому совершенствованию людей.
Подготовка конкурсной программы требует значительного времени, из-за большого объема работы. Тем более, если конкурсная программа проводится на городском уровне, необходимо продумать все этапы проведения, начиная со сценария и, кончая рекламой, обеспечить доходность, достаточный денежный сбор, интерес к мероприятию, аудиторию. При этом цены на билеты должны быть доступны для посетителей со средним достатком. Организация проведения мероприятия возлагается на продюсера (менеджера) программы.
В процессе подготовки таких программ продюсер взаимодействует с большим количеством партнеров, среди которых:
· официальные структуры (департаменты, министерства, комитеты, административно-территориальные учреждения и т.д.);
· фирмы-производители технических средств (световое, звуковое, сценическое оборудование и т.д.);
· финансовые учреждения (банки, финансовые компании);
· рекламные агентства;
· модельные агентства;
· дизайнерские и оформительские фирмы;
· концертные залы, стадионы, спортивно-зрелищные сооружения;
· средства массовой информации (телевидение, радио, пресса);
· транспортные фирмы;
· гостиницы.
Процесс организации и проведения развлекательной программы предполагает большую и разностороннюю деятельность, связанную с выбором программы, которая бы привлекла максимальное количество зрителей, подбором творческих коллективов, репетициями, поиском технического и сценарного оборудования, костюмов, заключением договоров, решением организационных вопросов, достижением максимума результатов от вложенных средств. Сумма затрат должна быть перекрыта суммой доходов мероприятия. Для этого ему необходимо подготовить проект конкурсной программы, в котором учитывались бы все особенности и нюансы. Однако и самая тщательная подготовка программы не заменит увлекательной импровизации участников уже непосредственно в процессе проведения конкурса.
Основные разделы работы:
1. Краткое описание работы.
2. Этническая характеристика праздника, традиции, обряда.
3. Сценарий мероприятия, программа проведения.
4. Дополнительные услуги, сопровождающие мероприятие.
5. Расчет затрат на проведение мероприятия.
6. Проект финансового и договорного обеспечения.
7. Рекламное и эскизное обеспечение.
Краткая характеристика проекта – это своего рода резюме, где лаконично описана основная идея мероприятия с аргументами в ее пользу, доказываются первому прохожему огромные преимущества вашего проекта.
В разделе приводятся краткие обобщения из семи разделов: что будет проводиться, как намечается организовать мероприятие, почему люди заинтересуются им, выгодность мероприятия, затраты, прибыль, рентабельность, финансовые источники, срок проведения мероприятия, время на подготовку, сколько раз будет повторено, какие основные мероприятия предусматриваются в программе, дополнительные услуги, что они дадут, почему избраны именно эти услуги.
Предусматривается описание события, которому посвящено мероприятие. Например, «Фестиваль музыки городов первого салюта»: какие города избраны, о каких салютах идет речь, почему в данный период, в каких городах будет проводиться и т. д. То есть, детально описываются исторические или этнические элементы события, приводятся данные специальных исследований, монографий, собственные наблюдения автора, описывается история становления праздника, его эволюция, основные фрагменты действия, как мероприятие гармонирует с событием, оказывает влияние на зрителя, служит целям возрождения национальной культуры данной местности. В частности, кроме краткого описания, в нем предусматривается этническая характеристика праздника, традиции, обряда, с которым связывают основное действие.
В плане подготовки и проведения мероприятия приводится состав оргкомитета, перечень организационных мероприятий, дата, ответственные за проведение тех работ, которые должен организовать продюсер в период подготовки мероприятия, составить эскизы оформления зала, подготовить и оформить сцену, дать рекламу, заказать технические средства, транспорт, заключить договора, изготовить билеты, приобрести реквизит, цветы, призы, найти костюмы, оплатить труд, осуществить художественную подготовку мероприятия, репетицию, организовать дополнительные услуги (платные и бесплатные).