4ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методические материалы по дисциплине «Управление качеством» содержат сведения об основных экономических понятиях, рассматриваемых в данном курсе.
В сборнике также приведены названия тем (с указанием вопросов, подлежащих раскрытию на лекциях и практических занятиях). Представлен список вопросов для зачёта и перечень рекомендуемой и дополнительной литературы для самостоятельной работы студентов.
Учебно-методические материалы предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения.
1.1. Понятие о качестве и красоте.
1.2. Требования к «качеству».
1.3. Показатели качества в различных сферах.
1.4. Причины брака.
1.5. Понятие «Управление качеством».
Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
С позиции потребителя качество изделия – степень удовлетворённости требований потребителя.
С понятием качества тесно связано понятие технический уровень продукции.
Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:
1. Показатели назначения.
2. Показатели надёжности.
3. Показатели технологичности.
4. Показатели стандартизации и унификации.
5. Эргономические показатели.
6. Эстетические показатели.
7. Показатели транспортабельности.
8. Патентно-правовые показатели.
9. Экологические показатели.
10. Показатели безопасности.
Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества.
Q – количественный показатель качества;
СS ‑ сумма всех затрат на приобретение и эксплуатацию, руб.
Количественно определить качество весьма сложно. Этим занимается наука квалиметрия.
Квалиметрия – наука, которая разработала достаточно приемлемые методы количественной оценки качества.
Показатели качества в различных сферах:
v Производство.
v Обеспечение качества.
v Бухгалтерский учёт.
v Конструирование.
v Маркетинг.
v Информационные услуги.
v Закупочная деятельность.
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.
2.1. Эволюция систем управления качеством с конца XIX по 80-е годы XX века.
2.2. Сопоставление традиционных и новых подходов в обеспечении качества.
2.3. Некоторые тенденции в управлении качеством в 90-е годы XX века.
2.4. Функции службы качества.
2.5. Стратегическая ориентация на систему комплексного управления качеством.
Индивидуальный контроль качества явился первым этапом развития управления качеством и действовал в производстве до конца XIX века.
Начало XX века ознаменовалось переходом к цеховому контролю качества.
Привлечение в производство штатных контролёров положило начало III этапу, который можно охарактеризовать как контроль качества при приёмке продукции.
Крупномасштабные заказы на продукцию массового производства положили начало IV этапу контроля качества, определяемого как статистический контроль.
По мнению многочисленных экспертов, Управление качеством в 90-е годы требует, чтобы:
Þ компании учитывали затраты на качество в своих балансах;
Þ каждый работник умел правильно определить свою роль в улучшении качества продукции, а также знал, что качество – это соответствие продукции требованиям потребителя;
Þ потребитель был уверен в том, что получит от поставщика продукцию и услуги вовремя, и что качество их будет высоким.
Основные функции службы управления качеством – поддержание уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в соотношении качества; обеспечение контроля приобретаемых деталей, инструмента и технологических процессов; составление статистических отчётов. Система комплексного управления качеством является необходимым атрибутом современной концепции управления промышленной фирмой. В рамках системы комплексного управления качеством объединяются элементы пяти важнейших стратегий, реализуемых промышленными компаниями. К числу важнейших мероприятий по внедрению системы следует отнести:
ü выбор стратегии;
ü создание инфраструктуры;
ü подготовка сотрудников к переменам;
ü разработка планов внедрения;
ü установление каналов связи с персоналом других фирм.
3.1. Понятие о стандартах и о сертификации.
3.2. Принципы стандартизации. Государственная система стандартизации.
3.3. Виды нормативных документов по стандартизации.
3.4. Сертификация. Что это такое?
3.5. Порядок организации и проведения работ по сертификации.
3.6. На чём основывается сертификация.
3.7. Виды сертификации.
3.8. Схемы сертификации.
3.9. Последовательность процедур по сертификации схем качества.
3.10. Товарный знак, как капитальный нематериальный актив.
3.11. Применение товарного знака; конкурентные преимущества.
Стандарт в переводе с английского – это норма, мерило, образец. Главная задача стандартизации – создание системы нормативно технической документации (НТД), определяющей прогрессивные требования к продукции.
Стандартизация базируется на ряде принципов:
ü повторяемость;
ü вариантность;
ü системность;
ü взаимозаменяемость.
В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.
В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на категории; и подразделяются в зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания.
Определение понятия сертификации продукции было впервые разработано специальным комитетом по вопросам сертификации продукции Международной организации по стандартизации (ИСО).
Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечива-