В то же время главное назначение рекламы - это формирование спроса и стимулирование сбыта продукции. Поэтому у рекламодателя есть право на выборочное опубликование сведений о ЛС при концентрации основного внимания на положительных свойствах препарата.
Не надо бояться недостаточной полноты сведений о товаре в рекламных сообщениях, предназначенных для помещения в витрине аптеки. Ведь провизоры или фармацевты аптеки в любую минуту могут прийти посетителю на помощь и дополнить рекламу устной информацией. Кроме того, краткость сообщения, предназначенного для торговой витрины аптеки, будет обусловлена ограничением свободного места в ней.
Анализ значимости рекламы ЛС для отдельных категорий населения подтвердил возможность информирования потребителей о свойствах ЛС и парафармацевтической продукции путем предоставления рекламных материалов. В то же время наиболее информативна реклама ЛС для молодых людей и (или) с высшим образованием: 47,2 и 54,2 % опрошенных соответственно считают, что она дает им представление о свойствах ЛС. Отсюда следует, что рекламное сообщение должно содержать не только информацию о показаниях к применению препарата, но и подчеркивать его достоинства, например удобство применения, длительность действия, приятные вкусовые качества и др., что будет способствовать выполнению рекламой и другой не менее значимой функции - повышению самостоятельной ориентации населения при выборе ЛС.
При подготовке и оформлении рекламных материалов следует помнить, что действенность рекламы напрямую зависит от того, насколько полно будут учтены в ней мотивы потребителя. Психологическая задача рекламы - усилить мотивы, которые направляют человека сделать шаг, рекомендованный рекламой, и ослабить мотивы, препятствующие этому.
Вы должны помочь потребителю осознать пользу товара. Для этого следует связать свойства товара с возможными мотивами его потребления. Важнейшим мотивом для любых категорий потребителей является здоровье - его восстановление или укрепление. Большинство людей в той или иной степени руководствуются желанием быть здоровыми.
Другие мотивы обусловлены жизненным стилем потребителя и связаны с его образованием, родом занятий, размерами доходов и т. п. Они могут базироваться на таких ценностях, как комфортная жизнь, безопасность, удовольствие и т. п. Например, приобретение препаратов группы БАД может мотивироваться потребностью в защищенности от неблагоприятных факторов внешней среды, в основе которой лежит безопасность.
Основными темами рекламных обращений в связи с главным мотивом восстановления и сохранения здоровья могут быть следующие: "великолепное (замечательное, превосходное и т. п.) самочувствие 24 ч в сутки (7 дней в неделю и т. п.)", 'активное долголетие", "жизнь без стрессов" и т. д. Изучение мотивов основных сегментов рынка потребителей необходимо включить в задачи маркетингового исследования конкретного аптечного предприятия.
Аптечным работникам необходимо уделять внимание не только содержанию письменной рекламы, но и его оформлению,так как оно тоже может способствовать или препятствовать принятию решения о покупке. В связи с актуальностью этой проблемы представляем структуру рекламного текста и 10 основных правил по оформлению текста и требованиям к нему(таблица).
Структура включает в себя четыре основных элемента: заголовок, подзаголовок, основной текст, рекламный лозунг.
Основное правило - размещать текст так, чтобы он притягивал взгляд читателя. Для достижения данной цели следует использовать несложные приемы:
1) если заголовок (подзаголовок) занимает две строки, то вторая должна быть короче первой, чтобы направлять взгляд читателя к находящемуся ниже основному тексту;
2) изменение размера шрифта при переходе от одного элемента рекламы к другому. Самый крупным должен быть заголовок или название препарата.
Памятка рекламодателю
№ п/п |
Объект |
Требования |
Обоснование |
1 |
Рекламное сообщение |
Лаконичность |
Должно восприниматься легко и целиком |
2 |
Заголовок и подзаголовкок |
Расположение по центру листа |
Должны притягивать взгляд читателя |
3 |
Заголовок и подзаголовкок |
Выделение цветом, жирным шрифтом и прописными буквами |
То же |
4 |
Текст |
Необходимость разбивки на короткие абзацы |
Для облегчения чтения |
5 |
Абзацы текста |
Выделение знаком (галочка, черточка и т. п.) или красной строкой |
Для заострения внимания на отдельных моментах |
6 |
Ширина текста |
Должна быть узкой (около 10 см) |
Слишком длинные строки утомляют взгляд |
7 |
Выравнивание текста |
По левому полю |
Неровный правый край создает дополнительную зацепку для взгляда |
8 |
Выделения в тексте с помощью шрифта |
Полужирный шрифт и курсив следует использовать осторожно |
Избыток выделений в тексте выглядит навязчиво и лишает целостности текст |
9 |
Выделения с помощью цвета |
Недопустимы в тексте |
Затрудняют чтение |
10 |
Выделения с помощью прописных букв |
Недопустимо изображение текста только прописными буквами |
Затрудняют восприятие |