Термин “управление” - это всеобъемлющее понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля. В некотором смысле плановые и оперативные решения неразличимы, характерным признаком служит лишь порядок их следования. Будучи не в силах справиться со сложными и трудными проблемами, мы склонны заменять их более легкими.
Собственно, теория управления как наука (в отличие от его определения) возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения.
Причем само понятие “научное управление” впервые ввел в обиход не Фридерик У. Тейлор, по праву считающийся родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых компаний – Луис Брандейс в 1910 г. впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим понятием подчеркивая, что “управление это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы”.
Позднее Лютер Гьюлик, теоретик в области управления 30-40-х годов, заявляет , что управление становится наукой, потому как оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории и потому, что “стремится на системной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества”.
Вполне очевидно, что эволюция теории и практики управления тесно связана с развитием промышленности и науки вообще. Видимо, эти процессы являются сопутствующими и тесно переплетены друг с другом.
Развитие теории управления и прежде всего управления людьми в процессе производственной деятельности описывается авторами с различных позиций. Например, Р. Скотт, рассматривая теорию управления в развитии с двух точек зрения: с точки зрения закрытой и открытой систем и с точки зрения рационального и социального факторов, выделил четыре этапа в развитии теории и практики управления. При этом под открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую (в отличии от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменение цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.
Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет чисто техническим аспектам.
Выделенные Р. Скотом четыре этапа достаточно удачно конкретизируются и дополняются классификацией А. Силадьи, который характеризует теории управления на фоне эволюции среды (прежде всего науки и промышленности), а также управленческим континуумом Клода Ст. Ждоржа – младшего (таб. 1.1).
Эволюция мысли о процессе управления.
Вклад в развитие науки |
Выдающиеся представители |
Внешняя среда |
Классическая школа | ||
Научное управление; система контроля; хронометраж; Изучение движений; функции управления; административная теория |
Гант (1908), Тейлор (1911), Гилберт (1914), Черч (1914), Файоль (1916), Муни и Рейли (!931), Девис (1935), Урвик (1943), Гьюлик (1943). |
Рост размеров организации; рост рынка товаров и услуг; первая мировая война; депрессия; постиндустриальная революция; снижение роли собственника в управлении; рост влияния профессиональных менеджеров. |
Поведенческая школа | ||
Партисипативный подход; прикладная мотивация; профессиональные менеджеры; хоторнские исследования; управление в целом. |
Ротлисбергер (1939), Барнард (1938), Мэйо (1945), Друкер (1945), Макгрегор (1960), Ликерт (1961). |
Вторая мировая война; рост профсоюзов; потребность в подготовленных менеджерах. |
Школа управленческой науки | ||
Исследование операций; моделирование; теория игр; теория решений; математические модели. |
Черчмен (1957), Марч и Саймон (1958), Форрестер (1961), Райфа (1968). |
Рост размеров корпораций,; конгломераты; “холодная война”; спад производства; военно-промышленный комплекс. |
Ситуационный подход в управлении | ||
Динамическое окружение; органикомеханистическая теория; матричные разработки; социальная ответственность; организационные изменения; информационная система. |
Бернс Сталкер (1961), Вудфорт (1965), Томпсон (1967), Лоуренц и Лорш (1967). |
Расширяющаяся экономика; космическое соперничество; высокотехнологичные продукты; война во Вьетнаме; борьба за гражданские права; рост числа профессий, требующих высокой квалификации. |
Табл. (1.1)
С начала века (т.е. момента зарождения теории управления) и до 60-х годов принципы управления были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась с точки зрения закрытой системы.
На таких предприятиях до настоящего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране.
Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внешней средой.
С другой стороны, как это видно в таб. 1.1 имеет место эволюция и в другом направлении – от рационального фактора к социальному. Рациональный (можно назвать – механический ) фактор имеет в виду достижение конкретных целей – прежде всего максимизацию прибыли. Исходя из этого построена вся работа организации.
Закрытая система |
Открытая система | |
Фактор рациональности |
1. 1900-1930 Вебер Тейлор |
3. 1960-1970 Чандлер Лоуренс Лорш |
Фактор социальный |
2. 1930-1960 Мэйо и др. Барнард Селзинк |
4. 1970 – по настоящее время Уэйк Марч |