• высветить, оценить и развить сильные стороны работника;
• определить слабые стороны работника и вместе работать над их устранением;
• установить потребности обучения, потенциальные жалобы, проблемы дисциплины и перспективы выдвижения на ранней стадии;
• оценить нормальное состояние персонала.
Организации периодически оценивают своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального развития. Регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения и развития сотрудников.
Важнейшим аспектом управления персоналом являются мотивация и стимулирование труда. Деятельность человека всегда обусловлена реально существующими потребностями: люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.
Потребности — это осознание недостатка чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно подразделить на первичные и вторичные.
Первичные потребности закладываются на генном уровне и имеют физиологическую природу; вторичные — возникают по мере приобретения жизненного опыта. Удовлетворить потребности можно вознаграждениями.
Вознаграждение — это все то, что человек считает для себя ценным. При этом необходимо учитывать индивидуальность человека, его личное понятие ценности. Различают внешнее и внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение дается организацией (зарплата и прочие выплаты, оплаченное питание, личное медицинское страхование, социальные льготы, низкопроцентные кредиты, продвижения по службе и т. п.).
Внутреннее вознаграждение дает непосредственно сама работа (чувство успеха при достижении цели, чувство собственной значимости и т. п.).
Стимулирование (мотивация) персонала вкратце сводится к следующему.
Побуждения, стимулирующие человека к активной деятельности, достаточно сложны. К ним относятся не только материальное вознаграждение, но и разнообразие работы по содержанию, возможность профессионального роста, чувство удовлетворенности от достигнутых результатов, повышение ответственности, возможность проявления инициативы, отношения с окружающими и т. д. Руководители должны знать, какие факторы являются главными для повышения эффективности деятельности исполнителей.
В табл. 11 приведены основные факторы мотивации.
Таблица 11.Факторы мотивации
Регуляторы мотивации | ||
/. Рабочая среда |
2. Вознаграждение |
3. Безопасность |
Рабочее место Уровень шума |
Зарплата и прочие выплаты |
Риск стать лишним |
Эргономика |
Выходные |
Ощущение своей принадлежности к фирме |
Столовая |
Дополнительные выгоды |
Уважение и одобрение |
Дизайн |
Система медобслуживания |
Стиль управления |
Удобства |
Социальные льготы |
Отношения с окружающими |
Чистота |
Информация о том, как в компании обращаются с работниками | |
Физические условия работы | ||
Главные мотиваторы | ||
4. Личное развитие |
5. Чувство причастности |
6. Интерес и вызов |
Ответственность |
Подача информации |
Интересные проекты |
Экспериментирование |
Консультации |
Развивающий опыт |
Новый опыт |
Совместное принятие решений |
Возрастающая ответственность |
Возможности для обучения |
Коммуникации |
Цели |
Обратная связь |
Участие в решении вопросов, воздействующих на группу (представительство) |
Обратная связь с продвижением к цели |
В табл.12 приведена структура мотиваторов для разных категорий специалистов в увязке с взаимоотношениями в коллективе.
Таблица 12. Структура мотиваторов
Работник, специалист |
Источник мотивации |
Ведущие мотиваторы |
Работник (собственник рабочей силы) |
Работодатель (собственник денежных средств и средств производства) |
Заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил |
Специалист-профессионал |
Предприниматель (хозяин дела) |
Профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности |
Сотрудник фирмы |
Фирма в целом |
Самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. |
Исполнитель |
Менеджер |
Самоопределение к исполнительским нормам |
Коллега |
Коллега (работник вспомогательной службы и т. п.) |
Самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами |
Рационализатор |
Заинтересованный в нормативной организации труда ГНОТ |
Заинтересованность во внесении рациональных предложений |
Член коллектива |
Коллектив |
Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата |
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т. д. |
Технолог |
Готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т. п. |