Понятие бизнeса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.
Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.
Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к Успеху, или в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
Ярким примером является Америка: множество контор, работающих в различных областях. Каждая из них имеет свою управленческую структуру, где кроме президента (хозяина) есть еще и управляющий, финансисты и аналитики, занимающиеся разработкой политики фирмы. Те из них, чьи специалисты оказались наиболее талантливыми, опытными и грамотными выжили в море дикой конкуренции. Все самые знаменитые американские бизнесмены: Генри Форд, Рокфеллер и другие начинали с малого, но быстро сориентировавшись в сложившейся на рынке ситуации, они смогли набрать команду и сделать свою работу максимально эффективной; работая быстрее и лучше других, они смогли стать лидерами в своей области.
Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы - привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Сущность бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задуманное.
Для полноценного и гармоничного развития фирмы и ее бизнеса необходим системных подход к управлению ее персоналом и деятельностью. Менеджмент, как система управления и теория менеджмента зародились в том виде, в котором они функционируют сейчас, в XIX веке. Сейчас существуют различные школы управления со своими принципами и тактикой управления Вот некоторые из них:
№ |
Школа |
Вклад в развитие науки |
Выдающиеся представители |
1 |
Классическая школа 1860-по наст время |
1.Научное управление. 2.Хронометраж. 3.Функции управления. 4.Административное управление. |
Гант - 1900 Давис - 1935 Тейлор - 1911 Гилберт -1911 Урвик - 1943 Черч - 1914 Файоль - 1916 Рейли - 1931 |
2 |
Поведенческая школа (бихевиотристская). Япония 1940 - по н. время. |
1.Прикладная мотивация. 2.Профессиональные менеджеры. 3.Управление в целом. |
Мойо - 1945 Барнард- 1940 Питер Друкер-1954 Макгренер - 1960 Чермен - 1957 Форрестор - 1961 |
3 |
Школа управленческой науки. Европа. |
1.Исследование операций. 2.Моделирование. 3.Теория Игр. 4.Теория решений. 5.Математика моделей. |
Райфа - 1911 Маслоу - 1965 Тейлор - 1911 |
В каждой из вышеперечисленных школ существуют свои подходы к управлению и менеджменту как системе управления, каждая из них дает свое определение менеджменту и стоящим перед ним задачам. У каждой из них свои принципы управления.
Мне показались особенно интересными принципы управления Анри Файоля.
1. Разделение труда или специализация.
Является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях.
2. Полномочия и ответственность.
Полномочия - право отдавать приказы. Ответственность - ее составная противоположность.
Где даются полномочия, там непременно возникает ответственность.
3. Дисциплина.
Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашения между фирмой и ее сотрудниками.
4. Единоначалие.
Работник должен выполнять приказ только одного человека.
5. Единство направления.
Каждая группа работников действующая в рамках одной цеди, должна быть объединена единым планом и иметь единого руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим.
Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала.
Чтобы обеспечить верность и поддержку персонала, они должны получать достойное вознаграждение за свою работу.
8. Централизация.
Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей, однако степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий труда. Появляется необходимость определения меры, обеспечивающей лучшие возможные результаты.