ВВЕДЕНИЕ.
Чтобы развивать бизнес, нужно многое, и, в частности, умение считать деньги, товары, ресурсы, услуги. В современном бизнесе порой срок, отпущенный на принятие решений, измеряется часами. Для принятия правильных решений необходима оперативная и достоверная информация. Зная реальную ситуацию на своем предприятии, можно решать проблему контроля его ресурсов, решать задачи оптимизации его деятельности и планирования дальнейшего развития.
В данной работе будет предложен план создания автоматизированной системы обработки экономической информации (далее – АСОЭИ) бухгалтерии унитарного торгового предприятия «Норд». Чтобы эффективно руководить предприятием, особенно в такой динамичной сфере деятельности как торговля, необходимо собрать и проанализировать очень много информации. Особое значение имеет автоматизация бухгалтерского учета, где циркулируют огромные потоки экономической информации, используемые для решения вопросов оптимизации управления, поэтому бухгалтерия предприятия особенно нуждается в АСОЭИ. Поскольку предприятие не является монополистом на рынке в данном регионе, необходимо постоянно контролировать уровень товарооборота, проводить экономический анализ эффективности совершаемых сделок, а АСОЭИ значительно облегчает бухгалтеру работу по составлению необходимого анализа и при этом экономит немало времени. При работе с клиентами АСОЭИ также востребована – минимально сократить время на обслуживание каждого клиента и при этом максимально качественно обслужить его – с этой задачей можно справиться, пожалуй, только с помощью эффективной АСОЭИ.
Предприятие «Норд» занимается оптовой торговлей электрооборудованием и электроинструментами. Учредитель - ЧУПТП «Норд» г.Минск.
В штате предприятия помимо директора и главного бухгалтера имеются бухгалтер-кассир и бухгалтер по учету товаров, секретарь, два менеджера по продажам и снабжению, кладовщик. Таким образом, можно выделить два основных блока, нуждающихся в автоматизации – бухгалтерия и менеджерский отдел.
АСОЭИ разрабатывается для отдела бухгалтерии, где будет использоваться для обработки первичной документации, возникающей как в отделе менеджмента, так и в самой бухгалтерии предприятия, ее группировки; работы с банком, обслуживающим предприятие, по системе «Клиент-Банк»; составления финансового и экономического анализа состояния предприятия на любой момент времени по запросу руководителя предприятия. В отделе менеджмента АСОЭИ прежде всего будет использоваться для оформления первичных учетных документов; анализа спроса и предложения, существующего на региональном рынке.
Назначение АСОЭИ бухгалтерии состоит в следующем:
· Экономия затрат рабочего времени бухгалтера;
· Высокая скорость при обработке документов;
· Сокращение или полный отказ от «бумажной» работы;
· Быстрое осуществление платежей со счетов предприятия;
· Возможность оперативно предоставлять необходимую информацию в другие отделы предприятия;
· Усиление контрольных и аналитических функций бухгалтера;
Назначение АСОЭИ менеджерского отдела состоит в следующем:
· Экономия затрат рабочего времени менеджера;
· Повышение качества и сокращение времени обслуживания клиентов;
· Оперативная связь с поставщиками и заказчиками.
Основные требования предъявляемые к АСОЭИ заключаются в следующем:
1. Гибкость - подразумевает легкую адаптацию системы ко всем изменениям требований к ней, к вводимым новым функциям. Например, с введением нового плана счетов система должна обеспечить безболезненный переход что достигается через: - модульность системы; - систему гибких отчетов;
ü Системная интеграция - объединение разнородного оборудования и ПО для решения конкретных задач:
-вертикальная интеграция - объединение компьютеров одного производителя;
-горизонтальная интеграция - объединение частей компьютеров разных производителей;
ü Возможность настройки АСОЭИ.
2. Надежность - функционирование АСОЭИ обеспечивается за счет решения задач в короткий срок. Это достигается при помощи надежных технических средств, работой программных средств и использования современных технологий для разработки ПО. Поэтому приобретаемые средства должны иметь сертификат, а программные продукты - лицензию.
ü Пользователи должны иметь возможность диагностирования технических и программных средств.
3. Безопасность - меры обеспечения сохранности коммерческой информации:
ü развитие структур доступа к различным подсистемам;
ü регламентация работы с системой;
ü использование специального оборудования, шифров.
4. Окупаемость - важно затрачивать минимум средств, но минимизация средств должна сочетаться с надежностью, производительностью системы.
5. Дружественность - система должна быть простой, удобной для освоения, изучения, использования. Средства:
ü использование меню, подсказок,
ü наличие системы исправления ошибок.
ü информационная совместимость между функциональными блоками системы.
Функциональная часть АСОЭИ отражает задачи, призванные формировать полную и достоверную информацию о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимую внутренним и внешним пользователям. Задачи, реализующие функцию бухгалтерского учета, разнообразны, как и объекты его наблюдения. Последние бывают двух видов. Это объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия — его имущество (активы), кредиторская задолженность (пассивы), собственный капитал, и хозяйственную и финансовую деятельность — финансовые и хозяйственные процессы и их элементы: факты хозяйственной деятельности и финансовые результаты.
АСОЭИ разрабатывается для отдела бухгалтерии УП «Норд» с численностью служащих – 3, включая главного бухгалтера. Этот отдел выполняет следующие функции:
1. обеспечение своевременных и правильных расчетов по налоговым и другим платежам предприятия;
2. ввод в систему необходимой информации о покупателях и поставщиках, сотрудниках предприятия;
3. осуществление денежных платежей и кассовых операций;
4. обеспечение других отделов предприятия необходимой информацией экономического и аналитического характера;
В состав бухгалтерии входят следующие функциональные блоки:
n АРМ главного бухгалтера.
n АРМ бухгалтера-кассира;
n АРМ бухгалтера по учету товарно-материальных ценностей;
Функциональное назначение АРМ главного бухгалтера состоит в следующем:
· Осуществление общего руководства работой бухгалтерии – издавать приказы о проведении ревизий на предприятии, давать указания о необходимых платежах с расчетного счета;
· Начисление налоговых платежей УП «Норд» и предоставление расчетов в Инспекцию МНС;
· Осуществление контроля за работой бухгалтера-кассира и бухгалтера по учету ТМЦ и консультирование их по мере необходимости;