Для исчисления себестоимости отдельных видов турпродукции затраты организации группируют и учитывают по статьям калькуляции, ее использование удобней, нежели, к примеру, использование классификации затрат на постоянные и переменные, так как она носит относительный характер, поскольку постоянные затраты являются неизменными только в определенном интервале изменения объемов производства услуг, а переменные затраты в расчете на одну услугу не всегда остаются неизменными - они изменяются под влиянием изменений в технологии и организации производства.
В 2009 году виден рост затрат на коммерческие расходы, услуги производственного характера сторонних организаций и прочие производственные расходы. Это связано с ростом цен на энергоносители и инфляцией. По произведенным расчетам видно, что в 2009 году себестоимость услуг увеличилась на 334 тыс.руб., т.е. на 12%. Увеличение себестоимости никак не связана с улучшением качества работы фирмы и привело к падению спроса на туристические услуги, а это повлекло за собой ухудшение экономического состояния организации, падению прибыли. Расчет прибыли приведен в таблице 8.
Таблица 8 – Расчет прибыли от реализации
Показатель |
2008 г., тыс.руб. |
2009 г., тыс.руб. |
Изменения | |
+/- |
% | |||
Выручка |
5200 |
5015 |
-185 |
-3,6 |
Полная себестоимость |
2778 |
3112 |
334 |
12 |
Прибыль |
2422 |
1903 |
519 |
-21,5 |
Графически данную таблицу можно представить:
Рисунок 8 – Зависимость прибыли от себестоимости и выручки
Проанализировав показатели прибыли за 2008 и 2009 годы, можно сделать вывод о том, что прибыль организации в 2009 году уменьшилась на 519 тыс.руб., т.е. на 21,5%. Как видно из рисунка 8 такое падение связано с уменьшением выручки и увеличением себестоимости.
Сделав общий краткий анализ деятельности фирмы за период с 2008 по 2009 годы, мы можем сказать, что все важные показатели деятельности организации ухудшаются, соответственно, ООО «Интурист» работает не эффективно.
При рассмотрении кадрового потенциала организации необходимо определить обеспеченность фирмы персоналом, определить производительность труда, трудоемкость, а также эффективное использование работников. Для начала потребуется штатное расписание, находящееся в таблице 9.
Таблица 9 – Штатное расписание на 2009 год
Должность |
Количество |
Оклад, тыс. руб. |
ФОТ годовой, тыс. руб. |
Директор |
1 |
20 |
240 |
Бухгалтер |
1 |
17 |
204 |
Менеджер |
4 |
12 |
576 |
Уборщица |
1 |
4 |
48 |
Курьер |
2 |
3 |
72 |
Охранник |
1 |
5 |
60 |
Итого |
10 |
61 |
1200 |
Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии заняты 10 работников. Фонд оплаты труда (ФОТ) неизменен и составляет 1200 тыс. руб.
Специфика туристского бизнеса заключается в том, что две составляющие успеха любого дела (исходный материал и исполнители) здесь совпадают – сотрудники создают атмосферу гостеприимства, являющуюся исходным материалом качественного обслуживания, и они же осуществляют это обслуживание. Таким образом, при анализе внутренней среды предприятия необходимо анализировать обеспеченность фирмы персоналом и эффективность использования данного персонала.
Началом анализа обеспеченности организации персоналом является характеристика качественного и количественного состава кадров. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования. Поэтому изучим в процессе анализа состав работников гостиницы по этим признакам. Качественный состав трудовых ресурсов ООО «Интурист»:
Рисунок 9 – Возрастной состав работников
Рисунок 10 – Уровень образования работников
Рисунок 11 – Трудовой стаж работников, лет.
Исходя из рисунков 9,10,11 можно сказать что работников с высшим образованием 3 человека, со стажем лет от 10 до 20 2 человека. Остальные работники либо малообразованны, либо имеют маленький трудовой стаж.
То есть фирма нуждается в более квалифицированных работниках, так как данный персонал не удовлетворяет осуществление того объема и качества работы, которое требуется данной организации. Отсюда следует, что возникла необходимость либо повышения квалификации персонала, либо его частичной замены. Второй вариант менее эффективный, так как это увеличит расходы на поиск и подготовку нового персонала, что негативно скажется на производительности труда в фирме. К тому же замена кадров влечет за собой изменение в атмосфере уже сложившегося коллектива, и высока вероятность, что эти изменения породят конфликтные ситуации между сотрудниками. Поэтому следует придерживаться первого варианта, то есть провести мероприятия по повышению квалификации работников.