Стратегия развития в таком случае, безусловно, должна включать следующие пункты:
1. Основные принципы формирования стратегии развития ЧТПЗ во внешней среде:
q активный поиск потребностей в самых различных областях металлургии, соприкасающихся с ней и наиболее эффективное и качественное их удовлетворение, использование обратной связи с потребителями;
q увеличение своего влияния, присутствия на мировом рынке металлопродукции, а также во взаимоотношениях с местными и мировыми органами влияния (торговые организации, различные уровни власти);
q максимальное использование потенциальных возможностей внешней среды и предупреждение негативного ее влияния;
q вклад в укрепление российской экономической системы, в общем, и черной металлургии в частности.
2. Основные принципы формирования стратегии развития внутренней среды ЧТПЗ:
q Наиболее эффективное использование сильных сторон предприятия (в т.ч. и развитие потенциальных), а также комплексное устранение слабых его мест, мешающих достижению поставленных целей;
q Создание гибкой организационной системы управления и планирования, быстро адаптирующейся к внезапным изменениям;
q Повышение эффективности производства.
Исходя из представленных выше основных принципов формирования стратегии развития завода, можно определить ее основные направления:
q Стратегия конкурентной борьбы - учитывая огромный потенциал российского металлургического рынка, а также наличие несколько лидирующих компаний в трубной подотрасли, наиболее перспективным представляется превращение российских конкурентов в стратегических партнеров с целью создания "весомой объединенной силы" на мировом металлургическом рынке. Это обусловлено проведением антидемпинговой политики странами ЕС, импортом отечественными представителями НГК труб. И, кроме того, необходимостью получения возможности давления на органы власти на различных уровнях с целью изменения внешнеторгового сальдо по трубам в положительную сторону.
q Укрепление партнерских отношений, возникших в результате образования ФПГ "НОСТА-ТРУБЫ-ГАЗ" и максимальное использование их преимуществ для внедрение инновационных проектов.
q Ассортиментная политика - диверсификация производства с целью устранения сильной зависимости от результатов деятельности и возможностей НГК, а также дистанцирования от металлургических комбинатов, запустивших свои собственные трубные производства;
q В целях использования обратной связи с потребителями организация активной деятельности в сфере Интернет, как наиболее охватывающего, простого и дешевого средства интерактивной работы с клиентами. В пользу этого направления свидетельствуют данные, приведенные на сайте "Металлургическая отрасль России": "По прогнозам американских экспертов ожидается, что к 2005 г. от 40 до 60% всей металлопродукции в мире будет продаваться через Интернет. 2000-й год является переломным - многие компании могут оказаться за бортом. Ни одна компания не выживет в-одиночку, поэтому мы приглашаем всех на конференцию".
q Максимально использовать благоприятную ситуацию, сложившуюся в НГК с целью увеличения портфеля заказов и направления полученных ресурсов на проведение агрессивного инновационного развития и коренного реформирования предприятия с привлечением ведущих специалистов по консалтингу.
q Техническая политика - развитие научного потенциала предприятия, путем финансирования разработки и реализации наиболее перспективных проектов; постоянное совершенствование качества продукции и эффективности ее производства.
q Организационная стратегия - создание гибкой организационной структуры управления, реструктуризация и реинжиниринг.
q Финансовая политика - обеспечение роста прибыли за счет развития новых направлений и максимального повышения эффективности уже налаженных производственных процессов.
q Кадровая политика - в значительной степени определяется организационной стратегией, финансовой и технической политиками. Т.е. рост количества сотрудников, повышение корпоративной культуры, ответственности за результаты деятельности всего предприятия, профессиональной подготовки, введение различных методов и систем стимулирования работников.
q Экологическая стратегия - поскольку завод является концентрированным местом загрязнения, предполагается снижать уровень загрязнений путем внедрения новых экологически чистых технологий.
Следуя вышеуказанным направлениям, в данной работе предлагаются к рассмотрению два проекта.
Первый состоит в завершении реконструкции профилегибочного агрегата. В результате будут затронуты все пункты стратегии развития, т.к. этот проект предполагает проведение в жизнь представленных экологической политики завода, его финансовой, кадровой, технической, ассортиментной политик и стратегии конкурентной борьбы. В работе проведено его инвестиционное обоснование.
Второй заключается в создании в результате проведения процесса вертикальной интеграции на предприятии подразделения, занимающегося строительством и реконструкцией теплотрасс, водопроводных и канализационных систем. Используя при этом металлопродукцию, произведенную самим предприятием. Это позволит значительно снизить затраты на строительство этих систем (экономия на материальных затратах). Кроме того, найден новый рынок сбыта продукции завода, произведена диверсификация его производства, внедрение всех направлений стратегии его развития. Этот проект представлен в качестве инженерной части - обоснование строительства водопроводной сети на заводе "Станомет".
Оценка эффективности инвестиционного проекта будет проводиться на основании наиболее часто используемого в настоящее время подхода: сопоставление дисконтированных денежных потоков. В данном случае определяются 4 показателя эффективности:
Ø интегральный экономический эффект;
Ø срок окупаемости;
Ø индекс прибыльности;
Ø внутренняя норма прибыли.
Экономический смысл первого из них - в превышении полных дисконтированных результатов над полными дисконтированными затратами: Эt = , (3.1)
где Тр - продолжительность расчетного периода;
Rt - притоки денежных средств в момент t;
Zt - оттоки денежных средств в момент t;
at - коэффициент дисконтирования.
at = , (3.2)
где ЕН - норма дисконтирования.
Критерием принятия\отклонения проекта по данному показателю является его положительное, а также большее по сравнению с альтернативными вариантами значение. Это ключевой оценочный показатель.
Срок окупаемости - период времени, в течение которого авансированный капитал возмещается доходами от реализации проекта:
, (3.3)