· вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах;
· диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является швейцарская корпорация «Nestle», имеющая более 90% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д.
Таким образом, мы видим, что организация внутрифирменного управления в рамках ТНК представляет собой постоянно развивающийся процесс, соответствующий происходящим в производстве ТНК изменениям.
В западной экономической литературе можно встретить множество названий международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные корпорации, глобальные корпорации и др.
Считаем, что наиболее целесообразно придерживаться следующей классификации: все корпорации можно разделить на национальные и транснациональные, а транснациональные, в свою очередь, на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Все эти четыре вида корпораций отражают в действительности этапы их развития: от национальной к интернациональной компании, от интернациональной к многонациональной и от последней к глобальной корпорации. Остановимся на рассмотрении видов ТНК (см. таблицу 3). Сравнение различных видов ТНК достаточно интересно, тем более что российские крупнейшие компании в лучшем случае находятся на начальном этапе развития международных корпораций и представляют из себя интернациональные корпорации. Сравнивая виды ТНК, значительное внимание уделим, прежде всего, принципам взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями. В зависимости от этого в теории ТНК выделяются следующие типы взаимоотношений (или даже типы ТНК): этноцентрический, полицентрический, региоцентрический и геоцентрический.
Таблица 3.
Характеристика видов ТНК
Характеристические признаки | Интернациональные корпорации | Многонациональные корпорации | Глобальные корпорации |
1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов |
Этноцентрический |
Полицентрический или региоцентрический |
Геоцентрический |
2. Ориентация |
Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта. |
Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную. |
Интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации. |
3. Отношение к зарубежному рынку |
Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании. |
Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. |
Ареной деятельности является весь мир. |
4. Уровень централизации принятия управленческих решений |
Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании. |
Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами. |
Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами |
5. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов |
Сильный контроль со стороны материнской компании. |
Филиалы, как правило, автономны. |
Филиалы, как правило, автономны |
6. Кадровая политика |
Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом. |
В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты. |
Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты. |
7. Организационная структура |
Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов. |
Оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов. |
Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами. |
8. Информационные потоки |
Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов. |
Небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами. |
Значительные потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами. |
Интернациональные корпорации - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.
Правовой режим ТНК предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них зарубежных филиалов в виде структурных подразделений без юридической самостоятельности и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно‑исследовательских разработок.
В целом они составляют крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя.