рефераты по менеджменту

Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете

Страница
8

Дисперсионный коэффициент конкордации принимает значение от 0 до 1. При 0 нет согласованности между мнениями экспертов. При 1 – согласованность полная.

Согласованность обычно считается достаточной, если дисперсионный коэффициент конкордации > 0,5.

Энтропийный коэффициент конкордации (коэффициент согласия) также изменяется от 0 до 1. чем больше его величина, тем больше мера согласованности. Когда мнения экспертов различаются незначительно, эти коэффициенты дают примерно одинаковую меру согласованности. Однако при существенных различиях величин и коэффициентов будут существенно различаться.

Таким образом совместный анализ коэффициентов позволяет объективно определить меру согласованности мнений экспертов. Применение экспертных методов доказало свою эффективность при исследованиях и проектировании систем управления.

Причём наибольший эффект достигается при одновременном использовании нескольких методов.

SWOT-анализ. Примеры сильных, слабых сторон организации, возможностей и угроз при использовании SWOT-анализа.

Особой разновидностью экспертного метода является метод SWOT-анализа. Этот метод широко используется в современной практике исследования систем управления и стратегического менеджмента. Его название – это аббревиатура следующих английских слов: сильные, слабые стороны, возможности, угрозы.

Метод состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации, определения её сильных сторон, недостатков, возможностей и угроз.

Методология SWOT-анализа может использоваться в качестве универсальной. В результате анализа проявляется картина соотношений сильных и слабых сторон организации, возможностей и опасностей, которая подсказывает как следует изменить ситуацию, чтобы нейтрализовать угрозы и недостатки возможностями и сильными сторонами.

Матрица SWOT-анализа строится на 2-х векторах: состояние внешней среды – горизонтальная ось и состояние внутренней среды – вертикальная ось. Каждый вектор разбивается на 2 раздела – уровня состояния:

1. возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды;

2. сила и слабость потенциала фирмы.

На пересечении 4 поля (квадранта) складываются следующие группы ситуаций:

1) Поле SO – сила возможности: фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование предоставленных возможностей. Если в целом по некоторым возможностям позиции фирмы очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию их использования.

2) Поле ST – сила угрозы: фиксируются те слабые стороны потенциала организации, которые не дают шанса использовать предоставляющиеся возможности. Также рассматриваются стратегии развития потенциала.

3) Поле WT – слабость угрозы – это наихудшее состояние для организации. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегий развития своего потенциала.

4) Поле WT – слабость возможности: руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации или целесообразность поиска стратегии развития потенциала.

Распределение факторов по этим квадратам не всегда является лёгким делом. Бывает, что один и тот же фактор одновременно характеризует и сильные и слабые стороны объекта.

Кроме того, в одной ситуации фактор может выглядеть достаточным, в другой недостаточным. Иногда они бывают несоизмеримыми по своей значимости. Это обстоятельство необходимо учитывать. Один и тот же фактор можно размещать в нескольких квадратах, если трудно однозначно определить его место.

Суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы, разместить их таким образом, чтобы концентрация факторов подсказала пути решения проблемы.

Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации. Это I этап SWOT-анализа.

На II этапе необходимо провести сравнительный анализ сильных сторон и возможностей, который должен показать, как использовать сильные стороны.

Одновременно необходимо проанализировать и слабые стороны относительно существующих опасностей (угроз). Такой анализ показывает насколько вероятен кризис. Полезно сделать сравнительный анализ сильных сторон и существующих опасностей.

В ИСУ предметом этого метода м.б. проблемы развития управления, например, эффективность, персонал, стиль, распределение функций, структура системы управления, коммуникации, информационное обеспечение, организационное поведение, мотивация. Использование подготовленных специалистов позволяет повысить эффективность этих методов.

В качестве примера можно рассмотреть, что можно отнести к сильным и слабым сторонам деятельности предприятия и выделить возможности и угрозы.

S:

o устойчивые связи с потребителями и поставщиками;

o размер производственных помещений;

o малая доля расходов на оплату труда в общих затратах;

o наличие технологических НОУ-ХАУ.

Недостатками предприятия м.б. (W):

o высокие накладные расходы;

o неэффективная система управления;

o устаревшая технология;

o морально устаревшие виды продукции;

o высокие транспортные расходы.

О:

o законодательная поддержка федерального или муниципального органа исполнительной власти;

o интерес инвестиционных фондов;

o неудовлетворённость сектора потребительского рынка.

Т:

o действия конкурентов;

o инфляция;

o изменения налоговой системы;

o банкротство поставщиков и покупателей.

SMART-анализ. Деловые игры.

Существует множество модификаций метода SWOT-анализа. Один из них – метод разработки и анализ целей SMART. Программа исследования, использующая методы его проведения, зависит от цели. Цель должна разрабатываться по критериям достижимости, конкретности, измеримости или оцениваемости с учётом места и времени. Эти критерии вошли в сокращённое название метода.

Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных в матричной форме. Составляется набор сопоставимых факторов, отражающих характеристики цели:

· трудно достижима – легко достижима;

· высокие затраты – низкие затраты;

· имеет поддержку персонала – не имеет;

· имеет приоритеты – не имеет;

· требует много времени – мало времени.

На следующем этапе составляется матрица определения проблем. Для достижения цели необходимо решить ряд проблем, но в начале их надо определить. Распределение проблем осуществляется по следующим критериям:

1) существующая ситуация;

2) желаемая ситуация;

3) возможность достижения цели.

Критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии:

· определение проблемы;

· оценивание проблемы;

· организация решения (кто, где, когда);

· затраты решения проблемы.

Так, матрица помогает составить план исследований.

Эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления являются деловые игры.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту