§ научный труд;
§ научное изучение;
§ вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления.
Основные компоненты исследования:
§ постановка целей и задач;
§ предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения;
§ формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов;
§ проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
В современном менеджменте исследования являются, главным фактором успеха, главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования – это вид деятельности с более богатым содержанием, чем анализ, проектирование или диагностика.
Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классификация, и построение показателей, и многое другое.
Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творчества человека.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведёт к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента её практической эффективности.
В настоящее время менеджеру целесообразно порядка 30% своего рабочего времени посвящать исследовательской работе.
Если мы в качестве классификационного признака возьмём используемый метод исследования, то мы получим:
Ø по виду исследования: теоретические исследования, экспериментальные исследования, теоретико-экспериментальные исследования;
Ø стадии исследования: поисковые, научно-исследовательские разработки, опытно-промышленные разработки;
Ø по месту проведения: лабораторные, промышленные;
Ø по виду исследуемого объекта: натурные, модельные;
Ø по подходу к объекту исследования: локальные, комплексные;
Ø по сфере использования результатов: фундаментальные, прикладные.
Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых законов и закономерностей, при этом в ряде случаев такие исследования проводятся безотносительно к возможности практического использования в ближайшем будущем. Целью прикладных исследований является использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определённых практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования включают как правило работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это означает, что для существующих систем должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых – проектирование и внедрение. Большинство исследований системы управления относится к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут иметь как эмпирическую, так и теоретическую направленность. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором – познание явлений, происходящих в системе управления и определение характеристик её элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.
Практически исследования системы управления имеют теоретико-эмпирическую направленность, способствуют выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-следственных связей, определённых направлений разработки и реализации мероприятий по усовершенствованию.
Комплексное исследование предусматривает изучение совокупности свойств управленческих элементов, их взаимосвязи и взаимодействия.
Комплексное исследование практически всеми исследователями признаётся более прогрессивным.
По использованию ресурсов:
o ресурсоёмкие;
o незначительные по ресурсоёмкости.
По времени:
o продолжительные;
o непродолжительные.
По информационному обеспечению:
o исследование основывается на внутренней информации;
o исследование с привлечением обширной внешней информации.
По степени организованности и участия персонала:
o индивидуальные;
o коллективные;
o спонтанные;
o организованные.
В практике исследования систем управления встречаются все типы исследований.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации:
Методология исследования.
Науковедение |
Изучает вопросы организации и планирования научных исследований, социологию науки, логику науки. | ||
Она часть науковедения и философии. | гносеология |
Изучает закономерности и возможности, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного знания. | |
Выделяется в гносеологии как её составная часть. | методология |
Учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности. | |
Как учение о методах познания в целом |
Как совокупность методов какой-либо конкретной области научного познания. | ||
Научное познание – это общественно-исторический процесс, не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако они могут познавать, исследовать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объектизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.
Научное исследование – это субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом: учёным, исследователем, группой, коллективом.
Методологические положения исследования: это научные, обоснованно сформулированные утверждения о принципах, методах, способах и формах исследовательской работы.
Метод – система правил и приёмов изучения явления, способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо; путь исследования; теория, учения, совокупность приёмов, операций теоретического или практического исследования действительности; способ достижения цели.