рефераты по менеджменту

Анализ лучшей управленческой практики в сфере образования

Страница
1

Введение

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» среди основных вызовов предстоящего долгосрочного периода, перед которыми оказалась российская экономика, подчеркивается возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, необходимость увеличения стратегического присутствия России на рынках интеллектуальных услуг. Отмечается также, что для России ответы на эти вызовы предполагают преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров, низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.

Это подчеркивает стратегическую роль системы образования в социально-экономическом развитии страны. Система образования, в рамках которой производятся и распространяются знания, умения и навыки, компетенции - ключевые ресурсы инновационной экономики, все в большей степени определяет конкурентоспособность экономики, социальное благополучие и согласие в обществе.

В современных условиях предъявляются новые требования к эффективности управления системой образования. Модель управления системой образования все в большей степени определяется интересами и целями ее внешних заинтересованных сторон (работодателей, местных сообществ, органов государственного управления, обучающихся и их семей и др.), а не ограничивается внутренними целями развития собственно образовательной системы, что подчеркивает возрастающую важность стратегического управления системой образования. Кроме того, в условиях глобализации и развития инновационной экономики, основанной на знаниях, возрастания роли сферы образования существенно обостряется конкуренция на мировых рынках образовательных продуктов и услуг, что повышает актуальность решения стратегической задачи обеспечения конкурентоспособности российского образования.

В настоящее время государственные и муниципальные органы управления системой образования активно используют программный подход, адаптируя и развивая его с учетом изменений в социально-экономической системе нашей страны, развития рыночных механизмов в социальной сфере.

Общая характеристика объектов для анализа лучшей управленческой практики в сфере образования

Для анализа управленческой практики в сфере образования в качестве объектов исследования выбраны Киришский муниципальный район и Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.

В пользу органов местного самоуправления Ленинградской области, в первую очередь, говорит тот факт, что согласно Типологии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, Ленинградская область относится к «Регионам-локомотивам роста». Данное определение означает, что:

• Регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

• Регион имеет высокий научно-технический потенциал;

• В регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

• В перспективе 10-12 лет регион может стать центром развития для соседних территорий.

Таким образом, являясь одним из ведущих регионов по социально-экономическим показателям в целом, Ленинградская область может представить объективно высокие результаты в сфере образования в частности.

В то же время, наиболее полно оценить управленческую деятельность властей можно только на самом приближенном к населению уровню – муниципальном. Киришский и Ломоносовский муниципальные районы Ленинградской области имеют примерно одинаковую численность населения 66,8 тыс. чел. и 67,8 тыс. чел. соответственно. На территории каждого из рассматриваемых муниципальных районов расположены по два вида муниципальных образований - городские и сельские поселения. По результатам «Сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа, расположенных в границах Ленинградской области, за 2009 год», Киришский муниципальный район занимает второе место, а Ломоносовский район – восьмое место среди восемнадцати муниципальных районов и городского округа, расположенных в границах Ленинградской области.

Таким образом, для анализа выбраны два муниципальных, которые при практически одинаковых внешних факторах имеют различные результаты управленческой практики в сфере образования. Одни из самых высоких результатов в Ленинградской области достигнуты в Киришском муниципальном районе, а Ломоносовский район является представителем ряда районов с типичными «средними» показателями.

Сравнение результатов деятельности органов местного самоуправления в сфере образования

Результаты деятельности органов местного самоуправления в сфере образования представлены в таблице. Анализ значений показателей произведен органами исполнительной власти Ленинградской области методом ранжирования значения каждого показателя с присвоением каждому муниципальному образованию от 1 до 18 баллов от лучшего к худшему.

Таблица

Сравнение результатов управленческой практики в сфере образования в Киришском и Ломоносовском муниципальных районах Ленинградской области за 2009г.

п/п

Основание для учета при оценке

Показатель

Наименование муниципального района

Киришский

Ломоносовский

1

2

3

4

5

Дошкольное и дополнительное образование детей

1

Пункт 5

Указа № 607

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет

1

10

2

Пункт 17

распоряжения

№ 1313-р

Удельный вес детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности

1

4

3

Пункт 13

распоряжения

№ 1313-р

Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги

4

7

4

Пункт 7

Указа № 607

Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене

3

8

Образование (общее)

5

Пункт 28

Указа № 607

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных:

   

на нормативное подушевое финансирование

1

1

на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат

1

1

6

Пункт 16

распоряжения

№ 1313-р

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений с числом учащихся на 3-й ступени обучения (10 - 11 классы) менее 150 человек в городской местности и менее 84 человек в сельской местности в общем числе муниципальных общеобразовательных учреждений

3

3

7

Пункт 14

распоряжения

№ 1313-р

Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях - всего

1

12

в том числе:

   

на одного учителя

1

12

на одного прочего работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс)

2

17

8

Пункт 15

распоряжения

№ 1313-р

Средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях:

   

в городских поселениях

4

14

в сельских поселениях

12

2

ИТОГО

34

91

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту