Из данных таблицы следует, что эффективность управленческой деятельности в сфере образования в Киришском муниципальном районе Ленинградской области почти в три раза выше, чем в Ломоносовском муниципальном районе.
На основе полученных выше данных можно проанализировать, какие именно управленческие решения Администрации Киришского муниципального района лежат в основе достижения высоких показателей в сфере образования.
1. Показатель, отражающий долю детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет, позволяет оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования. В результате максимального сохранения сети дошкольных образовательных учреждений путем передачи их в муниципальную собственность, а также создания условия по организации дошкольного образования на базе общеобразовательных школ, наибольшие показатели достигнуты в Киришском муниципальном районе (94,6 %).
2. Путем реализации свыше двухсот дополнительных образовательных программ по различным направлениям, учреждения дополнительного образования детей предоставляют детям большой выбор бесплатных и доступных образовательных услуг, создают условия для личностного, творческого развития, предопределяя во многом их будущую профессию. Наибольшие показатели достигнуты в Киришском муниципальном районе (98,1%).
3. В целях выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста на получение начального общего образования в Киришском муниципальном районе создаются условия для организации работы с детьми в возрасте от 5 до 7 лет, (охвачено 92,2%) т.е. организуется работа по предшкольной подготовке, которая направлена на полноценное, своевременное и качественное развитие личности ребенка, становление его общих и социальных способностей.
4. Определение направления проектирования сети образовательных учреждений, изменения показателей наполняемости классов, решения кадровых вопросов, ввод в 2009 году единого государственного экзамена в штатный режим позволили 96% выпускников успешно сдать ЕГЭ в Киришском муниципальном районе.
5. С целью снижения неэффективных расходов в Киришском муниципальном районе происходит постепенное увеличение соотношение численности учащихся и работающих в системе общего образования. Однако это вызывает определенные трудности, так как численность отдельных категорий работающих зависит не только от количества обучающихся (например, от площади общеобразовательного учреждения). В данном направлении проводятся следующие мероприятия: инвентаризация и реструктуризация бюджетной сети; использование нормативного бюджетного финансирования для управления процессами оптимизации ресурсов системы образования; перевод части обслуживающих хозяйственных функций в организации и на предприятия с уменьшением количества персонала в штатных расписаниях образовательных учреждений.
6. Основным направлением по повышению наполняемости классов в Киришском муниципальном районе является реализация муниципальных программ, оптимизации сети образовательных учреждений, а также освоение средств из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Заключение
управленческая практика образование
Управленческая деятельность в системе образования основывается на нормативно – правовой базе федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Для достижения высоких показателей в сфере образования необходим ряд условий, обеспечивающих их выполнение. Во-первых, управленческие кадры, способные решать данные задачи. Во-вторых, качественный состав учителей (образование, профессионализм, инновационность, ответственность и др.). В-третьих, ресурсность образовательных сред поселений. А так же наличие достаточного финансирования и прозрачность задач социально–экономического развития района по выполнению муниципальных задач в сфере образования.
Директорский корпус школ Киришского муниципального района в основном сложился. Соответствуют квалификационным требованиям 95 % директоров – образование, курсовая подготовка по менеджменту, управленческий опыт, инновационное мышление и инициатива. Все школы района начали новый учебный год в лицензированных образовательных учреждениях. Значительно возрос профессиональный уровень учителей, способных работать в условиях модернизации. Все учителя района освоили информационные технологии, и сегодня муниципальный Интернет-ресурс насчитывает значительное количество сайтов.
Проанализировав лучшую управленческую практику в сфере образования на примере Киришского муниципального района, можно определить основные направления управленческой деятельности, приводящие к высоким показателям: управление общим и дополнительным образованием; информатизация образования; контроль и надзор в сфере образования; планово-экономическая работа; работа с педагогическими и руководящими кадрами; управление содержанием и развитием материально-технической базы; финансирование и