· молодой (20-29) - (2) - 20% респондентов;
· средний (30-49) - (4) - 40% респондентов;
· зрелый (50 и выше) – (4) - 40% респондентов.
2. Среди опрошенных (9) – 90% имеют средне-специальный уровень образования, и только (1) – 10% имеет высший уровень образования.
3. Сравнительная характеристика по общему стажу работы:
· (7) - 70% респондентов имеют общий стаж работы до 20 лет;
· (3) - 30% респондентов имеют общий стаж работы более 20 лет;
4. Сравнительная характеристика по стажу работы в последней должности:
· (4) - 40% респондентов имеют стаж работы в последней должности до 10 лет;
· (6) - 60% респондентов имеют стаж работы в последней должности более 10 лет.
Таблица. 5. Лидерские качества руководителя
Деловые качества |
Определение качества |
Уровень владения этими качествами | |||
высокий |
средний |
низкий |
затрудняюсь ответить | ||
Общее видение ситуации |
Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных изменений; |
10% |
60% |
30% | |
Осведомленность о внешней обстановке |
Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов; широкое использование информации при принятии решений. |
10% |
80% |
10% | |
Проводник мировоззрения |
Является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение, отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа; |
10% |
50% |
40% | |
Демократичность |
Решение вопросов ведётся коллегиально, информирование подчинённых о положении дел; доверие подчинённым, требователен, справедлив; |
50% |
10% |
40% | |
Харизма |
Влияние на подчинённых в силу личных качеств, набором специфических лидерских качеств; наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения; |
30% |
50% |
20% | |
Реформаторство |
Проявление творчества, ведение последователей от результата к результату, ориентирование людей на труд с целью измениться в мире через развитие; |
20% |
40% |
40% | |
Требовательность |
Постоянство предъявления требований в зависимости от сложившийся ситуации, конкретной обстановки; индивидуализация требований в зависимости от постоянных и временных психологических особенностей и состояния персонала; |
50% |
40% |
10% | |
Критичность, самокритичность |
Критическая наблюдательность как умение увидеть и выделить недостатки; логичность и аргументированность критических замечаний; признание заслуг других и их равного права на самовыражение; |
40% |
60% |
- | |
Социальная энергичность |
Способность воздействовать на персонал своим отношением к людям, делам, событиям, а также передать это отношение, «заразить» им людей; логическая убедительность воздействия словом и делом, способность показать причинную связь явлений, доказать логическую последовательность в речевой и практически деятельной формах; |
20% |
50% |
30% | |
Техническая компетентность |
Демонстрирование высокого умения и понимание его значения в сферах ответственности. |
20% |
70% |
10% | |
Творческое мышление |
Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение инновационной активности у других; |
20% |
80% |
- | |
Планирование и оценка результатов |
Определение политики, основных направлений развития, панов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий с другими; оценка прогресса и результатов деятельности; повышение эффективности организации; |
40% |
40% |
20% | |
Ориентация на потребителей |
Активное изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов; |
40% |
40% |
20% | |
Управленческий контроль и интеграция |
Обеспечение интеграции организационных процессов, содействие эффективной работе; |
- |
80% |
20% | |
Финансовое Управление |
Подготовка и утверждение бюджета, контроль расходов, управление договорами и заявками; |
30% |
70% |
- | |
Управление технологиями |
Содействие персоналу в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение персонала; |
20% |
40% |
40% | |
Управление многообразной рабочей силой |
Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей силы; |
20% |
70% |
10% | |
Управление конфликтами |
Предупреждение или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере; |
30% |
70% |
- | |
Влияние и ведение переговоров |
Получение информации об отдельных сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей; |
10% |
90% |
- | |
Формирование команды |
Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса; |
20% |
50% |
30% | |
Устные коммуникации |
Умение слушать других; делать ясные и эффективные устные сообщения для отдельных сотрудников и групп; |
80% |
20% |
- | |
Письменные коммуникации |
Эффективные коммуникации, понимание и критическое восприятие письменных сообщений; |
50% |
50% |
- | |
Решение проблем |
Выявление и формулирование проблем, анализ соответствующей информации, поиск альтернатив и планирование мер по решению проблем; |
10% |
90% |
- | |
Навыки межличностных отношений |
Понимание и соответствующее реагирование на потребности, чувства, способности и интересы других, обеспечение обратной связи и беспристрастная оценка людей; |
10% |
80% |
10% | |
Самоуправление |
Реалистическая оценка собственных достоинств, слабостей, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность в своих силах; саморазвитие, эффективное управление собственным временем |
30% |
70% |
- | |
Гибкость |
Приспособление к изменениям в рабочей среде организации, эффективная борьба со стрессами; |
50% |
40% |
10% | |
Решительность |
Активные действия и готовность к риску, когда это необходимо; принятие трудных решений в сложных ситуациях; |
20% |
70% |
10% |