Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двусторонне и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.
Сопоставить степень озабоченности лидера работой организации со степенью заботы о людях – с этой целью Р. Блейк и Дж. Моутон разработали свою модель, получившую название «управленческая решётка» (рис. 6).
На пересечении её строк и столбцов нашли отражение различные сочетания степени заботы о людях и озабоченности производственными проблемами. По той и другой шкале руководителю присваивается от 1 до 9 баллов. Получившаяся таким образом графическая решётка позволила Р. Блейку и Дж. Моутону выявить пять отличающихся друг от друга стилей управления (табл. 3).
Действия руководителя осуществляются в двух основных направлениях:
- забота о производстве – стремление к получению положительных производственных результатов;
- забота о людях – стремление руководителя к достижению конечных результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу, понимания и поддержки. Это создание благоприятных условий труда, ходатайство о повышении зарплаты, премирование и т. п.
Рис. 6 Модель «управленческой решётки» Р. Блейк, Дж. Моутон (1985)
Таблица 3. Стили управления
Наименование |
Характеристика стилей управления |
9.1 – Управление в стиле «власть – подчинение». |
Максимальная забота об эффективности производства сочетается с минимальной заботой о подчиненных. Руководитель отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктует подчиненным, что и как они должны делать. Такой руководитель мало заботиться о людях. Инициативу и творческое мышление не поощряет. |
1.9 – «Клубный стиль («Управление в духе загородного дома»). |
Забота лидера о людях граничит с полным попустительством. Он готов пожертвовать производственными интересами, лишь бы все были довольны. Такого рода лидер часто ведёт себя панибратски и мало заботиться о производительности и эффективности работы организации. |
1.1 – Обеднённое управление. |
Руководитель мало заботится о производстве и людях. Результаты работы крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок, т.е. руководитель прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы. |
5.5 – Организационное управление. |
Руководитель в меру заботится о производстве и людях. Он стремится к балансу между необходимостью заставить людей трудиться и желанием не испортить им настроение. Руководитель этого типа стремится к разумному компромиссу. |
9.9 – Управление, ориентированное на командный дух («Групповое управление»). |
Лидер такого рода в равной мере проявляет заботу о людях и производстве. Он стремится достичь высоких результатов, заинтересовав сотрудников. Руководитель полагается на взаимопонимание и общность интересов. Этот стиль наиболее эффективный, поскольку он приносит организации следующие плоды: повышение производительности; упрочнение коллектива; снижение недовольства; и объединение индивидуальных и групповых усилий. |
В дальнейшем эти стили могут быть сведены к трем обобщенным стилям управления. Эти дополнительные стили рассматривают как сочетание описанных пяти «чистых» стилей (табл. 4).
Таблица 4. Обобщённые стили управления
Стиль управления |
Характеристика стиля управления |
Патернализм |
Сочетание высокого уровня заботы о производстве и людях. Он носит не интеграционный характер, а дополняющий. Приоритет отдается исполнительности. |
Оппортунизм |
Сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или дать ему определенные личные преимущества, из любой ситуации ищет выгоду. |
Фасадизм |
Руководитель создает себе новое фальшивое лицо («любитель показухи»), а настоящее лицо прячет. |
Исследование проводилось на базе ККГВВ. В настоящее время КГВВ является единственным в крае специализированным учреждением, оказывающим квалифицированную помощь ветеранам войн (ВОВ и др.), блокадникам, узникам концлагерей, членам семей, погибших при выполнении воинского долга военнослужащих участниками боевых действий. Количество человек в организации – 599.
Для оказания беспрерывной медицинской помощи пациентам, в госпитале развёрнуто 360 коек, в том числе:
·урологического отделения-60 коек;
·хирургического отделения-60 коек;
·кардиологического отделения-60 коек;
·пульмонологического отделения-60 коек;
·отделения общей терапии-40 коек;
·неврологического отделения-60 коек;
·центр медико-психологической реабилитации-20 коек.
В госпитале функционируют параклинические отделения и вспомогательные службы:
· операционный блок;
· отделение анастезиологии и реабилитации;
· клинико-диагностическая лаборатория;
· отделение функциональной диагностики;
· отделения лучевой диагностики;
· стоматологическое отделение;
· физиотерапевтическое отделение;
· приёмное отделение;
· аптека;
· пищеблок;
· прачечная;
· дезинфекционная камера.
На основании исследования, проведенного на базе ККГВВ, где было опрошено 10 респондентов по 27 вопросам каждый (см. Приложение), сделаны следующие выводы:
1. Динамика возраста среди респондентов: