Внешняя среда — это рыночные условия, формирующие потребительский спрос, действия конкурентов, посредников и влияющие на итоги корпоративной деятельности компании.[11, стр. 32]
Основные факторы внешней среды представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Основные внешние факторы микросреды
а). Заказчики – юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором на реализацию инвестиционного проекта. Заказчик принимает на себя функции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от стадии подготовки строительства до стадии реализация строительной продукции, определяют платежеспособный спрос и образуют рынки готовой строительной продукции.
б). Поставщики – создают материально- вещественные условия строительного производства, оказывают влияние на технику и технологию строительства.
Основными поставщиками ООО «Центрстрой» являются следующие организации:
1. МЕТАЛ-ЭКСПО г. Орловск. Поставляет нержавеющие стальные трубопроводы и элементы оборудования.
2. СТРОЙПРОМДМАШ г. Омск. Поставляет машины и необходимое оборудование под лизинг.
3. ОАО «Стройпрогресс» г. Новосибирск. Поставляет изоляцию для труб.
4. ОАО «Экспострой» г.Новосибирск. Поставляет КИПовские приборы (контрольно измерительные приборы).
5. ООО «Экострой» г.Омск. Поставляет строительные материалы – песок, щебень и т.д.
в). Субподрядчики – определяют рыночные возможности строительной организации, количество и качество строительной продукции.
ООО «Центрстрой» являются субподрядной организацией, она выполняет все субподрядные работы, которые регламентируется уставом.
г). Коммерческие посредники – предоставляют готовую строительную продукцию потребителям.
Коммерческими посредниками ООО «Центрстрой» являются: филиал МЕТАЛ-ЭКСПО г. Омск, ООО «Экострой» г.Омск.
д). Конкуренты – своим поведением на рынке предопределяют маркетинговые условия, выбор стратегии и тактики маркетинга строительной организации.
Основными конкурентами анализируемой организации являются такие организации, как: ООО СМУ №6, ООО ПКФ «Престиж», ООО «Неострой», ЗАО «Стройинвестрегион». В таблице 3.5. приведены основные характеристики конкурентов ООО «Центрстрой».
Таблица 3.5.
Основные характеристики конкурентов ООО «Центрстрой»
Наименование фирмы |
Основная деятельность предприятия |
Вид конкурентной стратегии |
ООО СМУ №6 |
- общестроительные работы; - ремонтно-строительные работы; - производство и реализация строительных материалов; - проектно-сметные работы; - переработка и реализация отходов производства; - оказание транспортных услуг; |
Виолентная |
ООО ПКФ «Престиж» |
- общестроительные работы; - ремонтно-строительные работы; - проектно-сметные работы; - оказание транспортных услуг. |
Патиентная |
ООО «Неострой» |
- строительно-монтажные работы; - ремонтно-строительные работы; - капитальный ремонт; |
Коммутантная |
ЗАО «Стройинвестрегион» |
- производство всего цикла строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; - капитальное строительство, в т.ч. жилищное, гражданское и промышленное строительство. |
Виолентная |
Проведем анализ конкурентной стратегии на основе теории конкурентной стратегии, предложенным российским экономистом А.Ю. Юдановым.
Анализ конкурентной стратегии конкурентов производился на уровне омского рынка по оказанию строительно-монтажных и других видов строительных работ.
ЗАО «Стройинвестрегион» и ООО СМУ №6 являются типичными представителями виолентной стратегии («гордыми львами»). Это связано с тем, что на омском рынке они являются фирмами – гигантами, занимающимися производством строительно-монтажных работ. Они делают ставку на снижение издержек производства за счет организации массового производства сравнительно недорогой, но качественной строительной продукции, что позволило им завоевывать и длительное время удерживать обширную долю рынка.
ООО «Неострой» является фирмой – коммутантом. Ее специализация на производстве строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, а так же выполнение капитального ремонта помогает максимально гибко удовлетворять небольшие по объему (локальные) потребности рынка по приемлемым ценам. Плюсом в деятельности ООО «Неострой» является способность к лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента.
ООО ПКФ «Престиж» делает ставку на дифференциацию продукта и на сосредоточении максимума усилий на узком сегменте рынка, а именно на ремонтно-строительные и проектно-сметные работы. Данная организация учитывает специальные запросы потребителя, что позволяет фирме уклониться от прямой конкуренции с ведущими предприятиями.
Из предложенных конкурентных стратегий к ООО «Центрстрой» относится патиентная стратегия.
Данная стратегия становится привлекательной, когда потребительские запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворяться стандартными товарами и услугами. Для этого ООО «Центрстрой», проанализировав рынок строительно-монтажных работ, стала заниматься оказанием специализированных работ. Тому примером является ГРС «Марьяновка» (ГРС – газораспределительная станция).
Также плюсом анализируемой организации является расширенный ассортимент оказания различных видов строительных услуг, чем у конкурентов. А точнее она оказывает все услуги, которые есть у этих фирм вместе, но не у каждой в отдельности. Поэтому у данного предприятия повышается клиентурная база.
Несмотря на это реальной проблемой, стоящей перед ООО «Центрстрой», является повышение своей конкурентоспособности и увеличение числа клиентов, посредством удовлетворения их потребностей. Это происходит за счет того, что организация не использует в своей деятельности рекламные средства. В связи с чем новые потребители не имеют возможности ознакомится с положительными качествами организации по сравнению с конкурентами. У них нет возможности узнать о существовании фирмы.
При проведении организацией обширной рекламной кампании она бы с легкостью смогла бы стать более конкурентоспособной на омском рынке по оказанию строительно-монтажных, ремонтных и других работ.
е). Потребителями услуг нашей организации являются юридические или физические лица, для которых создается объект, то есть заказчики. В роли заказчиков могут выступать юридические или физические лица РФ, иностранные юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и объединения.