1, если Ф > 0,
S(ф) = 0, если Ф < 0.
Таблица 2.2.
Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций
Показатели |
Тип финансовой ситуации | |||
Абсолютная независимость |
Нормальная независимость |
Неустойчивое состояние |
Кризисное состояние | |
Фс |
≥ 0 |
< 0 |
< 0 |
< 0 |
Фкф |
≥ 0 |
≥ 0 |
< 0 |
< 0 |
Фви |
≥ 0 |
≥ 0 |
≥ 0 |
< 0 |
Возможно выделение 4 типов финансовых ситуаций:
1. Абсолютная независимость финансового состояния:
встречается редко и отвечает следующим требованиям: Фс ≥ 0, Фкф ≥ 0, Фви ≥ 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов фин. ситуации будет иметь след. вид S(ф) = {1; 1; 1}.
2. Нормальная независимость финансового состояния:
гарантирует платежеспособность предприятия и отвечает следующим условиям: Фс < 0, Фт ≥ 0, Фо ≥ 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов финансовой ситуации будет иметь след. вид S(ф) = {0; 1; 1}.
3. Неустойчивое финансовое состояния:
сопряжено с нарушением платежеспособности, но при данном состоянии все же сохраняется возможность восстановления равновесия путем пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности и за счет ускорения оборачиваемости и отвечает следующим условиям: Фс < 0, Фт < 0, Фо ≥ 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов финансовой ситуации будет иметь следующий вид S(ф) = {0; 0; 1}.
4. Кризисное финансовое состояние:
при этом состоянии предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, и пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности. Отвечает следующим условиям: Фс < 0, Фт < 0, Фо < 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов финансовой ситуации будет иметь следующий вид S(ф) = {0; 0; 0}.
Показатели деловой активности предприятия:
I. Общие финансовые показатели оборачиваемости:
1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача):
;
Показывает эффективность использования имущества предприятия и отражает скорость оборота в количестве оборотов за период всего капитала предприятия.
2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств:
;
Показывает скорость оборота материальных и денежных средств.
3. Коэффициент отдачи нематериальных активов:
;
Показывает эффективность использования нематериальных активов предприятия.
4. Фондоотдача:
;
Показывает эффективность использования только основных средств предприятия.
5. Коэффициент отдачи собственного капитала:
Показывает скорость оборота собственного капитала и сколько рублей выручки приходится на один рубль вложенного собственного капитала.
II. Показатели управления активами:
1. Оборачиваемость материальных средств:
;
Т – количество дней в отчетном периоде. Показывает, за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде.
2. Оборачиваемость денежных средств – показывает срок оборота денежных средств:
;
3. Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах:
;
Показывает количество оборотов средств в дебиторской задолжности за отчетный период.
4. Срок погашения дебиторской задолженности:
;
Показывает сколько в среднем дней погашается дебиторская задолжность предприятия.
5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
;
Показывает расширение или снижение коммерческого кредита предоставляемый предприятию.
6. Срок погашения кредиторской задолженности:
;
Показывает средний срок возврата долгов предприятия по текущим обязательствам. [9].
Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара:
1. Коэффициент затоваренности готовой продукцией - отражает степень затоваренности готовой продукции. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса. Данный показатель определяется отношением объема нереализованной продукции к объему продаж, рассчитывается только для предприятий, занимающихся производством строительных материалов, изделий, конструкций.
2. Рентабельность продаж (реализации) - показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель рассчитывается как отношение валовой прибыли (или чистой прибыли) к выручке от реализации. Первый способ отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли определяется, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.
3. Коэффициент эффективности рекламы - характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. Он определяется отношением затрат на рекламу и стимулирования сбыта к приросту прибыли от реализации.