Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Бюро устанавливало методы изготовления продукции, состав оборудования, инструменты, приспособления, методы контроля. Кроме того, оно разрабатывало должностные инструкции нa каждого исполнителя, начиная от рабочего и кончая административным персоналом. В должностной инструкции указывался объем работы, методы ее выполнения и сроки ее завершения. Ежедневно каждый рабочий должен получать инструкционную карточку, в которой указывался перечень выполняемых операций, применяемое оборудование, инструмент и приспособления, способы установки изделия на станке и методы его крепления, режимы обработки (величина подачи, скорость резания и др.).
Согласно системе Тейлора для руководства всем предприятием nредусматривался штат мастеров. Часть зтого штата мастеров закреплялась за распределительным бюро и осуществляла связи с рабочими, устанавливала цены и расценки, наблюдала за общим порядком в мастерской. Другая часть штата мастеров включала в себя четыре категории мастеров, которые наблюдали за точным выполнением указаний распределительного бюро: инспектор; мастер пo ремонту; мастер, устанавливающий темп работы; бригадир. Таким образом, рабочие получали инструкции от нескольких мастеров. В свою очередь, мастера также действовали на основе разработанных для них инструкций, в которых точно определялись их функции, полномочия (права) и ответственность. Все мастера должны были строго придерживаться этих инструкций, и в случае замены одного мастера другим соблюдалась преемственность их указаний рабочим.
Тейлор, формулируя суть своей теории, указывал, что им создана наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельноro рабочеro до максимальной доступной ему производительности, максимального благoсостояния.
В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. "Очевидно, – писал Тейлор, – что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другогo типа должен выполнить ее". Важным вкладом Тейлора бьло признание Toгo, что работа no упровлению – это определенная специальность. Этот подход резко отличался от ранее существовавшей практики управления, когда рабочие бьли вынуждены наряду со своей непосредственной работой, разрешать многие вопросы, относящиеся к административно-хозяйственной и административно-производственной сферам деятельности.
Таким образом, можно выделить следующие основные положения (принципы) концепции Тейлора:
· замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы;
· разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движений и т. п. Измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;
· специализация функций как в производстве так и в управлении. Каждый рабочий и каждый управленческий работник должен знать, за какую функцию он несет ответственность;
· подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;
· планирование и подготовка работы;
· разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения;
· оплата пo результатам труда. Дополнительная оплата за перевыполнение норм (урока). Личная заинтересованность является движущим стимулом для большинства людей;
· отделение административной работы от производственной. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие – функцию исполнения. Использование вместо линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими;
· сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы и методов оорганизации труда.
Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Френка Гилбрета (1868 – 1924) и его супругу Лилиан Гилбрет (1878 – 1958), Гаррингтона Эмерсона (1853 – 1931), Генри Форда. Все они внесли немалый вклад в развитие идей рационализации.
Вопросы рационализации в работах Френка и Лилиан Гилбрет
Среди последователей Тейлора особенно выделяются Френк и Лилиан Гилбрет. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Все усилия Френка и Лилиан Гилбрет были сконцентрированы на направлении, которое позднее получило название «изучение движений».
Начиная свой жизненный путь учеником каменщика, Ф. Гилбрет заметил, что все движения, с помощью которых люди кладут кирпич, можно объединить в три связки. Он тщательно изучил все эти движения и выделил те из них, которые являются наиболее эффективными. Результатом изучения движений и используемых инструментов явилось предложение о необходимости сокращения количества движений, необходимых для кладки одного кирпича с 18 до 4 с половиной при росте производительности труда с 120 до 350 кирпичей, уложенных за час.
Ф. Гилбрет продолжил исследования, проводимые Тейлором, которые заключались в том, что Тейлор тщательно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбрет также провел аналогичные исследования с переброской сыпучих материалов лопатами. Гилбрет установил, что нецелесообразно перебрасывать разные материалы одной и той же лопатой. В случае переброски легкого материала лопата будет загребать слишком мало и труд рабочего окажется малопроизводительным, несмотря на затраченные усилия. При переброске же тяжелоro материала лопата будет захватывать его слишком многo и работа окажется чересчур утомительной для рабочего. Проведя значительное количество исследований, Гилбрет определил формы и размеры различных лопат, пригодных для переброски разнообразных материалов. Выбирая лопату в соответствии с весом и объемом перебрасываемых материалов, рабочий мог выполнить запланированную работу с меньшими усилиями при наибольшей производительности труда.
Значительное внимание в своих исследованиях Ф. Гилбрет уделил изучению движений во время работы, которое предполагает наличие трех фаз:
· определение наилучших приемов работы;
· обобщение в виде правил;
· применение этих правил для нормализации условий работы с целью повышения ее производительности.
Аналитическая работа по изучению движений заключается в следующем:
· описывается действующая практика в данной профессии;
· перечисляются применяющиеся движения (их номенклатура);
· перечисляются переменные факторы, влияющие на каждое движение;