рефераты по менеджменту

Генезис идей рационализации и ее место в современной системе менеджмента

Страница
3

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распредели­тельное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Бюро устанавливало ме­тоды изготовления продукции, состав оборудования, инструменты, приспособления, методы контроля. Кро­ме того, оно разрабатывало должностные инструкции нa каждого исполнителя, начиная от рабочего и кончая административным персоналом. В должностной инст­рукции указывался объем работы, методы ее выполне­ния и сроки ее завершения. Ежедневно каждый рабо­чий должен получать инструкционную карточку, в ко­торой указывался перечень выполняемых операций, применяемое оборудование, инструмент и приспособле­ния, способы установки изделия на станке и методы его крепления, режимы обработки (величина подачи, скорость резания и др.).

Согласно системе Тейлора для руководства всем предприятием nредусматривался штат мастеров. Часть зтого штата мастеров закреплялась за распределительным бю­ро и осуществляла связи с рабочими, устанавливала це­ны и расценки, наблюдала за общим порядком в мастер­ской. Другая часть штата мастеров включала в себя че­тыре категории мастеров, которые наблюдали за точным выполнением указаний распределительного бюро: ин­спектор; мастер пo ремонту; мастер, устанавливающий темп работы; бригадир. Таким образом, рабочие получали инструкции от не­скольких мастеров. В свою очередь, мастера также дей­ствовали на основе разработанных для них инструкций, в которых точно определялись их функции, полномочия (права) и ответственность. Все мастера должны были строго придерживаться этих инструкций, и в случае за­мены одного мастера другим соблюдалась преемствен­ность их указаний рабочим.

Тейлор, формулируя суть своей теории, указывал, что им создана наука вместо традиционных навыков; гармо­ния вместо противоречий; сотрудничество вместо инди­видуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельноro рабочеro до максимальной доступной ему производительности, максимального благoсостояния.

В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распоряди­тельский. "Очевидно, – писал Тейлор, – что человек одного типа должен сначала составить план работы, а чело­век совершенно другогo типа должен выполнить ее". Важ­ным вкладом Тейлора бьло признание Toгo, что работа no упровлению – это определенная специальность. Этот подход резко отличался от ранее существовавшей практики управ­ления, когда рабочие бьли вынуждены наряду со своей непосредственной работой, разрешать многие вопросы, от­носящиеся к административно-хозяйственной и админист­ративно-производственной сферам деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие основные положения (принципы) концепции Тейлора:

· замена эмпирических приемов научным исследо­ванием элементов работы;

· разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движений и т. п. Измерение рабочего вре­мени с помощью «единиц времени»;

· специализация функций как в производстве так и в управлении. Каждый рабочий и каждый управ­ленческий работник должен знать, за какую функ­цию он несет ответственность;

· подбор, обучение и расстановка рабочих на те ра­бочие места, где они могут принести наибольшую пользу;

· планирование и подготовка работы;

· разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оп­тимальных методов их выполнения;

· оплата пo результатам труда. Дополнительная оп­лата за перевыполнение норм (урока). Личная за­интересованность является движущим стимулом для большинства людей;

· отделение административной работы от производ­ственной. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие – функцию исполнения. Использование вместо линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими;

· сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разрабо­танной системы и методов оорганизации труда.

Развитие идей рационализации в трудах последователей Ф. Тейлора

Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Френка Гилбрета (1868 – 1924) и его супругу Лилиан Гилбрет (1878 – 1958), Гаррингтона Эмерсона (1853 – 1931), Генри Форда. Все они внесли немалый вклад в развитие идей рационализации.

Вопросы рационализации в работах Френка и Лилиан Гилбрет

Среди последователей Тейлора особенно выделяются Френк и Лилиан Гилбрет. Они занимались вопросами рациона­лизации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Все усилия Френка и Лилиан Гилбрет были сконцентрированы на направлении, которое позднее получило название «изучение движений».

Начиная свой жизненный путь учеником каменщи­ка, Ф. Гилбрет заметил, что все движения, с помощью которых люди кладут кирпич, можно объединить в три связки. Он тщательно изучил все эти движения и выде­лил те из них, которые являются наиболее эффектив­ными. Результатом изучения движений и используемых инструментов явилось предложение о необходимости со­кращения количества движений, необходимых для кладки одного кирпича с 18 до 4 с половиной при росте производительности труда с 120 до 350 кирпичей, уло­женных за час.

Ф. Гилбрет продолжил исследования, проводимые Тейлором, которые заключались в том, что Тейлор тща­тельно замерял количество железной руды и угля, кото­рые человек может поднять на лопатах различного раз­мера. Гилбрет также провел аналогичные исследования с переброской сыпучих материалов лопатами. Гилбрет ус­тановил, что нецелесообразно перебрасывать разные ма­териалы одной и той же лопатой. В случае переброски легкого материала лопата будет загребать слишком мало и труд рабочего окажется малопроизводительным, не­смотря на затраченные усилия. При переброске же тяже­лоro материала лопата будет захватывать его слишком многo и работа окажется чересчур утомительной для ра­бочего. Проведя значительное количество исследований, Гилбрет определил формы и размеры различных лопат, пригодных для переброски разнообразных материалов. Выбирая лопату в соответствии с весом и объемом пере­брасываемых материалов, рабочий мог выполнить запла­нированную работу с меньшими усилиями при наи­большей производительности труда.

Значительное внимание в своих исследованиях Ф. Гилбрет уделил изучению движений во время работы, которое предполагает наличие трех фаз:

· определение наилучших приемов работы;

· обобщение в виде правил;

· применение этих правил для нормализации усло­вий работы с целью повышения ее производитель­ности.

Аналитическая работа по изучению движений заключается в следующем:

· описывается действующая практика в данной профессии;

· перечисляются применяющиеся движения (их номенклатура);

· перечисляются переменные факторы, влияющие на каждое движение;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту