- оборот счетов к оплате (оборот дебиторской задолженности);
- оборот запасов;
- оборот основных средств (фиксированных активов).
Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).
Оборот счетов Чистые продажи в кредит
к оплате (ОСО) = ———————————————————
Счета к оплате (дебиторская задолженность)
Чем выше показатель ОСО, тем короче время между продажей и получением денег. Величина ОСО, таким образом, показывает, насколько хорошо фирма управляет дебиторской задолженностью.
Если показатель ОСО фирмы низок по сравнению с предыдущими периодами, или среднеотраслевыми цифрами, или показателями фирм-конкурентов, это может означать:
- разнообразие разновидностей потребительских кредитов, применяемых фирмой;
- чрезмерно мягкую кредитную политику;
- неумение фирмы справляться со сбором платежей в назначенные сроки.
Если при планировании своей деятельности фирма не обратит внимание на тревожные показатели ОСО, в будущем это приведет к следующим негативным последствиям:
- убыткам в сфере кредитных продаж;
- увеличению издержек по получению платежей;
- снижению ликвидности за счет увеличения доли активов, выраженных в дебиторской задолженности.
Оборот товарно – материальных запасов.
Этот показатель определяет насколько сбалансирована величина запасов фирмы. Рассчитывается как соотношение между стоимостью проданных товаров (издержек на реализованные фирмой товары) и величиной товарно-материальных запасов.
Оборот товарно - Стоимость проданных товаров материальных запасов (03) = ————————————————
Запасы
Данный показатель измеряет скорость прохождения товаров от покупки ресурсов до продажи готовых товаров. Расчет 03 применим только в тех случаях, когда продажи возрастают равномерно.
Высокий показатель 03 показывает очень хорошую ликвидность фирмы или превосходное торговое искусство. Или наоборот — количество запасов, не достаточное для торговли. Низкий показатель 03 означает неважную ликвидность, излишек запасов или их устарелость. Иногда причиной низкого 03 являются сезонность продаж (и накопление несезонных товаров), проведение политики придерживания запасов или запланированное повышение запасов в ожидании некоторых других событий (например, создание запасов угля в ожидании забастовки шахтеров).
Другим способом определения оборота запасов является деление величины чистых продаж на объем запасов:
0,3 = Чистые продажи
Запасы
Оборот основных средств (фиксированных активов) определяется в результате деления чистых продаж фирмы на величину основных средств.
Оборот основных Чистые продажи
средств (ОСС) = _
Основные средства (чистая величина основных
средств за вычетом нематериальных активов)
ООС определяет ежегодный доход, приносимый каждым рублем основных средств
Подсчет ООС — хороший способ реальной оценки основных средств в противовес установлению их балансовой стоимости, которая не может учесть подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.
Еще один показатель активности —оборот общих активов фирмы, который является общим индикатором эффективности управления использованием ресурсов фирмы.
Оборот общих Чистые продажи
активов (ООА) = —————————— [29, с. 5]
Общие активы
Таким образом, финансовые показатели сами по себе не являются причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблагополучия, глубинные причины которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а также в стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы. Следовательно, неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить отправной точкой не только для пересмотра финансовых планов, но и в первую очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.
Показатели доходности (рентабельности) — наиболее распространенный способ измерения успеха фирмы. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Основные показатели доходности:
- коэффициент чистой прибыли;
- оборот на вложенный капитал;
- чистый доход на акционерный (собственный капитал).
Коэффициент Чистая прибыль чистой прибыли = ——————————
Чистые продажи
Чистая прибыль
Оборот на вложенный капитал = ——————————
Общие активы
Чистый доход Чистая прибыль на акционерный (соб- = ———————————
ственный) капитал Активы « - « пассивы
Финансовый рычаг — это способ увеличения доходности (рентабельности) собственного капитала за счет использования кредита. Чем больше величина заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования финансового рычага — это в первую очередь измерители финансового риска. Существует два способа измерения рычага в финансовом анализе.
1. Определение меры использования долгов для финансирования активов.
2. Расчёт показателей охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои долги.
Показатель (ПД) = Общие пассивы [7, с.155]
Общие активы
Более точные представления о финансовом положении фирмы дает сочетание нескольких значительных финансовых показателей.
По окончании анализа финансовых показателей необходимо приступать к составлению финансовых планов — долгосрочного и краткосрочного (бюджетов) в рамках стратегического планирования.
Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные бюджеты. Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации. Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической организации.
Оценка финансового положения предприятия - это совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.
В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п., что в свою очередь влияет на формирование стратегии.
1.3. Процесс разработки стратегии во взаимосвязи с финансовым состоянием предприятия.
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.