Кассовый план составляется по типовой форме и содержит четыре раздела (Приложение В). Первый раздел отображает поступление наличных (кроме денег, полученных в банке) на предприятие в плановом квартале по конкретным источникам поступления. Из общей суммы необходимо определить суммы, которые расходуются на месте из выручки и сдаются в банк. Во втором разделе показывают виды расходов предприятия наличными (на заработную плату, выплату пенсий и пособий по социальному страхованию, на хозяйственные расходы и расходы на командировки). Третий раздел содержит расчет выплат заработной платы на плановый квартал с учетом всех возможных удержаний. В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы работникам и служащим, где в установленные сроки указываются суммы выплат предприятию наличными.
Кассовый план необходим предприятию, чтобы более точно представить размер обязательств перед работниками предприятия по заработной плате и размер других выплат.
Если предприятие нуждается в краткосрочном кредите, то необходимые документы представляются в банк в соответствии с его требованиями, в результате чего и заключается договор о кредитно-кассовом обслуживании. Но необходимо, чтобы этому предшествовал расчет размера кредита, а также той суммы, которую необходимо вернуть банку. Эффективность мероприятия, которое кредитуется, или ожидаемая выручка от реализации продукции должна обеспечить своевременное возвращение кредита и исключить штрафные санкции.
Благодаря финансовому прогнозированию и финансовому планированию руководитель предприятия способен определить будущие финансовые потребности компании и определить цели, достижение которых поможет сохранить намечаемые уровни прибыльности. Если прогноз указывает на недостаток финансовых средств, финансовый менеджер имеет возможность сказать, когда и сколько денег потребуется компании. Это необходимо для того, чтобы определить ту финансово-кредитную политику, которая должна проводиться для успешного решения поставленных перед компанией задач.
Разработка подробного бюджета дает возможность компании сравнить фактические результаты своей деятельности с запланированными. Такое сравнение проводится из месяца в месяц, и в обязанность финансового директора входит выявление и устранение любых серьезных отклонений от прогнозируемого уровня.
Таким образом, оперативное финансовое планирование осуществляется на краткосрочный период и заключается в необходимости контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и за расходованием наличных финансовых ресурсов. В рамках оперативного внутрифирменного планирования составляются следующие документы: бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов и бюджет по балансовому листу.
Исходя из вышеуказанного можно сделать следующие выводы:
1) Внутрифирменное финансовое планирование дает возможность сбалансировать финансовые ресурсы предприятия в соответствии с приоритетами деятельности, повысить эффективность финансовой деятельности, сформировать высокие темпы экономического развития, значительно повышать конкурентоспособность субъектов хозяйствования и обеспечить их стабильное развитие в долгосрочном периоде;
2) В системе внутрифирменного планирования в зависимости от периода его осуществления можно выделить 3 основные подсистемы: стратегическое, текущее и оперативное планирование.
Обособленное подразделение «Шахта «Булавинская» (ОП «Шахта «Булавинская») государственного предприятия «Орджоникидзеуголь» основано в соответствии с приказом Министерства угольной промышленности Украины от 16 апреля 1997 года № 179-р путем реорганизации государственного ОАО Шахта „Булавинская”.
Целью деятельности предприятия является: добыча угля для более полного удовлетворения нужд народного хозяйства и населения, реализация социальных и экономических интересов акционеров и работников.
Предметом деятельности ОП «Шахта «Булавинская» является:
· обеспечение спроса на угольную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
· повышение эффективности производства и увеличения прибыли;
· реализация экономических та социальных потребностей работников;
Основными направлениями деятельности структурного подразделения являются:
· добыча угля подземным способом, сопутствующих полезных ископаемых, строгое соблюдение при проведении работ законодательства Украины про охрану труда и правил безопасности;
· развитие производственно-хозяйственного комплекса предприятия, ввод новых мощностей, разработка и внедрение современных технологий, высокопродуктивных способов механизации и автоматизации, повышение продуктивности труда;
· организация и осуществление оптовой торговли углем, угольной и другой продукцией на основе заключенных договоров;
· перспективное развитие шахты с целью обновления шахтного фонда, новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение;
· предоставление услуг населению; развитие подсобного сельского хозяйства; организация подготовки кадров, повышение квалификации рабочих кадров и специалистов;
Имущество структурного подразделения составляют основные и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость которых отображается в балансе предприятия. Структурное подразделение владеет, пользуется и распоряжается имуществом по согласованию с ГП «Орджоникидзеуголь». Все основные и оборотные средства предприятия находятся в государственной собственности.
Шахта «Булавинская» является подразделением ГП «Орджоникидзеуголь» без прав юридического лица. Она осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Положения про структурное подразделение «Шахта «Булавинская» государственного предприятия «Орджоникидзеуголь».
Организационная структура ОП “Шахта “Булавинская” показана на в Приложении Г.
Руководитель обособленного подразделения самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия и выполняет следующие полномочия:
· несет полную ответственность за состояние и деятельность обособленного подразделения;
· действует по поручениям производственного объединения в учреждениях и организациях;
· распоряжается средствами и имуществом в соответствии с действующим законодательством;
· по поручениям производственного объединения „Орджоникидзеуголь” заключает договора, открывает в учреждениях банков счета;
· несет ответственность за формирование та выполнение планов.
Основные показатели финансово-экономической деятельности ОП «Шахта «Булавинская» представлены в приложении Д.
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в 2005-2006 годах деятельность ОП «Шахта «Булавинская» была убыточной. Чистый убыток составил 298 тыс. грн. в 2005 году, в 2006 году он был равен 7408 тыс. грн.
ОП «Шахта «Булавинская» с целью экономии ресурсов и значительного повышения эффективности деятельности с 2001 г. внедрило систему внутрифирменного финансового планирования, которую успешно использует в настоящее время.