рефераты по менеджменту

Власть и коммуникации

Страница
2

Коммуникативная парадигма власти позволяет не только приобретать опыт изучения и реализации властных отношений. На ее основе возможно извлечение ряда уроков для демаркации и осмысления перспектив политических явлений в современной российской действительности. Прежде всего, становится возможным преодоление упрощенных теоретических схем власти, до сих пор настойчиво локализуемых в ряде содержательных оппозиций, например: «авторитаризм - либерализм», «насилие - закон», «порядок - анархия». В контексте коммуникативной модели власти становится очевидной сохраняющаяся актуальность формирования в России гражданского общества, создания условий для реализации гражданских свобод, деятельности разнообразных средств массовой информации. Обнаруживается, что укрепление российской государственности »возможно вне культивирования структурированного и полиморфного коммуникативного пространства, всестороннего развития общественных сшей и отношений.

Альтернативная наука – наука как коммуникация.

Было бы неверным отождествлять все формы взаимодействия ученых с властными отношениями, существующими внутри науки и вне ее. В науке есть громадный пласт отношений между учеными, который не поддается замутнению со стороны инстанций власти, – пласт отношений между учеными как равноправными партнерами исследования, диалога, обсуждения, соавторства и пр. В настоящее время все более ясным становится то, что одной из решающих характе­ристик науки является ее коммуника­тивная природа. Ни ход, ни результаты, ни субъекты познания не могут быть отторгнуты от той ситуации общения, в которой осуществляется научное исследование. Каждый элемент познавательного акта и его содержания пронизан, освещен контекстом коммуника­ционного взаимодей­ствия. Познаватель­ный акт обусловлен контекстом общения, где каждый участник коммуни­кации взаимоориен­тирован на общение, каждый акт коммуникации нагружен интенциональ­ными смыслами, уста­новкой на другое равноправное сознание. Наука "соткана" из мно­жества живых диалогических нитей – как со своими современни­ками, так и со своими предшествен­никами. Научное знание оказы­вается направленным взаимо­действием различных актов полагания смысла, его смысл, полагаемый в деятельности каждого из равноп­равных участников коммуникации, размещается на границе с дру­гими смыслами, а взаимопонимание, достигаемое в диалогической коммуникации, есть нахождение на одной и той же исторической плоскости, где каждый предшественник становится современником и равноправным участником диалога. Участие в коммуникации уче­ных приучает их считаться с мнениями других, сообразо­вывать свое поведение и собственное мнение с позицией коллег, искать согла­сие, достигать общей точки зрения. Проникновение в научные ком­муникации инстанций власти означает, что Некто позволяет решать и покорять одной своей волей, фактом наделения его властью. Для любого представителя администра­тивной бюрократии, осуществля­ющей власть в науке, даже консультация с теми, кто уполномочен и призван судить об обсуждаемых вопросах, оказывается разделом власти, что он с трудом может терпеть.

Научное исследование, понятое как коммуникативный процесс, представляет собой сложную гамму познавательных актов и вклю­чает в себя "вопрошание" и предвосхи­щение ответа, согласие и воз­ражение другим участникам коммуникации. Передний край науки – это поле взаимодействия многих принципи­ально равноправ­ных со­знании, в котором складывается разноречивое, дифференцированное согласие. Наука, понятая как интерференция актов коммуникации, подчиняется определенным нормам и образцам взаимо­действия уче­ных. Эти нормы и образцы, обеспечивающие устойчивость научного знания, отлагаются в системе дисциплинарного знания и в опреде­ленных идеалах и критериях научности, выявляемых методологией науки.

В истории науки нельзя не заметить противоборства науки как) власти и науки как коммуникации. Формирование новых форм! коммуникации между учеными всегда протекало в конфликтах с прежней системой властных отношений в научном сообществе. В борьбе с прежними формами организации науки ученые выдвигали альтернативные идеалы взаимодействия между учеными, в том числе и альтернативные формы коммуникации. Можно сказать, что, движение "альтернативной науки", существовавшее на каждом этапе развития науки, апеллировало к науке как коммуни­кации равноправных участников исследования, диалога, взаимного обсуждения, постоянно обращалось к тому слою в науке, который не поддавался деформациям со стороны инстанций власти. Таким слоем всегда была наука как коммуникация. Сами же формы этой коммуникации трактовались по-разному – то как диалог, то как "невидимая коллегия", то как неформальное, межличностное обще­ние, осуществляющееся в различного рода салонах, в малых груп­пах, "коммунах" и т.п. Вместе с ростом форм институциа­лизации науки, ростом инстанций власти внутри и вне науки развиваются и формы коммуника­ционного взаимо­действия ученых. Наслаиваясь друг на друга, оттесняясь на периферию и выдвигаясь на первый план, формы коммуникации ученых оказываются тем оселком, на котором зиждется все движение альтернативной науки, вся ее иде­ология, выступающая как контридеология относительно науки как системы власти, как контрдвижение относительно науки как си­стемы власти, как контрдвижеиие относительно институциально организо­ванной Большой науки. Само собой разумеется, в этой иде­ологии много утопического, а в самом факте ее альтернативности заключен исток ее неэффективности. Однако, из этого нельзя де­лать вывод о ее беспочвенности. Движение "альтернативной науки" сосредоточивается на том пласте отношений между учеными, кото­рый играл, играет и будет играть громадную эвристическую роль в научных исследованиях и развитии науки, а именно на научных коммуникациях, на межличностных отношениях между учеными.

Возникновение новоевропейской науки непосредственно связано с обращением к научной коммуникации как фундамен­тальному пласту науки. Как известно, в средние века были созданы специфи­ческие формы институтов передачи знаний – университеты со своей структурой власти, с властными отношениями внутри сообщества преподавателей, с институциально признанной и регламенти­рованной формой общения учителей и учеников – диспутами. Ученый эпохи Возрождения стремится порвать с той формой институциали­зации науки и преподавания, которая осуществлена в средневеко­вых университетах. Он не занимает никакого официального поло­жения в расписанной иерархии должностей ни внутри факультетов, ни внутри университетской корпорации. Все мыслители Возрожде­ния выступают с критикой университета как формы организации общения ученых, с яркой критикой схоластических диспутов и стремятся возродить диалог, т.е. ту форму философствования и жанра научной литературы, которая была развита в античности. Вместо ритуализиро­ванного, тяжеловесного средневекового диспута они выдвигают идеал дружеского общения между единомышленни­ками, посланий друзьям, где нет места церемониаль­ности, этикету, собеседованию между учеными под патронажем короля, князей, вы­сших сословий знати. Эта форма коммуникации между учеными и была названа "Академией", что должно было свидетельствовать о возрождении "Академии" Платона в условиях Италии XV в. Назва­ние "Академия" для носивших совершенно домашний, непринуж­денный, дружеский характер собеседований ученых, энтузиастов, эстетов и государей являлось исключительно гуманистической реминис­ценцией и было введено флорентийскими платониками около середины XV в. "Академия Марсилио Фичино во Флоренции, неаполитан­ская академия Джовиано Понтано, римская – Помпонио Лето, венецианская – Альда Мануцио в эпоху кватроченто, осно­ванная Бернардино Телезио в Козенце академия, академии "della Crusca" и "del Cimento" в эпоху чинквиченто, являвшиеся по ха­рактеру и результатам своей деятельности значительнейшими из академий, сохраняли всегда со всеми прочими академиями демокра­тический и непринужденный характер частной и общественной жизни того времени; они все создавались свободным образом и не имели даже для торжественных случаев ни каких-либо уставов, ни какого-нибудь неизменного церемониала. Образцом при создании таких обществ служила древнейшая академия, т.е. Academia Platonica во Флоренции". В то время как средневековые университеты благодаря единым институциональным нормам приоб­рели авторитарный характер, академии стали той новой формой ор­ганизации научного общения, которая не только поставила в центр демократи­ческие формы коммуникации, но и предоставила возмож­ность для взаимного соревнования и объединения усилий ученых, образованных практиков, гуманитариев, художников. Все это со­здало не просто новую атмосферу дружеской состязатель­ности, но и реальную почву для совместной работы, для развития теорети­ческих исследований и прикладных разработок в механике, архитек­туре, военном деле.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту