2). Большая степень индивидуализации услуг. Отсюда большая степень зависимости от потребителя.
3). Работы в сфере услуг более трудоемкие из - за малой механизации.
Все эти особенности необходимо учитывать.
При разработке предприятия по сфере услуг учитывают;
* месторасположение предприятия;
* ориентация на желание и потребности потребителя;
* календарное планирование (график работ);
* ориентация на желание и потребности потребителя;
* производственные мощности рассчитываются на пиковый спрос;
* трудно оценить эффективность работы работника;
* маркетинг и производство трудно отличить друг от друга.
Типы планировок производства.
1. Пооперационно - функциональная схема.
М Т С Ф Принцип специализации.
К Н О
Функционально - производственные единицы.
2. Линейно - поточная схема производства.
Принцип параллелизации, специализации,
непрерывности и др. (почти все принципы).
3. Фиксированная позиционная планировка.
Все ресурсы подвозятся к одному месту.
Алгоритм планирования предприятия.
1. Сбор исходной информации.
à заданная производственная мощность;
à схема планировки производственного процесса;
à заданная производительность и ассортимент (такт и ассортимент);
à поэтапные планировки (планы);
à нормативная база (промзона, санитария и др.).
2. Определение количества и типов производственных ресурсов для заданной мощности.
3. Определение уровня специализации (разделение труда).
4. Определение производственной площади для каждого участка с учетом инфраструктуры.
5. Анализируются связи между участками для определения необходимого расстояния.
6. Генеральная компоновка основных, обеспечивающих и обслуживающих производств.
7. Определение места каждой единицы оборудования.
При разработке производственной системы нужно учитывать и социальные положения.
· работа должна требовать определенного напряжения и содержать элементы многообразия, чтобы избежать монотонности;
· любая работа должна давать возможность принятия решения в определенных пределах самому работнику (иначе - текучесть кадров).
· подчеркивать значимость работы на любой операции.
Лекция 7.
Разновидности концентрации и интеграции организационных структур.
У крупных предприятий существует ряд значительных преимуществ. Существуют различные разновидности концентрации и интеграции организационных структур.
С точки зрения концентрации существуют;
* горизонтальная;
* вертикальная;
* диверсификация.
Горизонтальная концентрация - однородное объединение в рамках предприятия всего цикла производств в нескольких крупных компаниях.
Вертикальная концентрация - объединение в рамках предприятия всего цикла производства.
Обе структуры работают в рамках антимонопольного закона.
Диверсификация - проникновение компаний в области, не связанные с их основной деятельностью. Диверсификация способствует смягчению спадов экономического цикла.
Диверсификация обуславливается тем, что;
· всякая горизонтальная и вертикальная концентрации ограничены емкостью рынка;
· уменьшение степени риска за счет разнообразия видов деятельности;
· уменьшение возможных убытков при переходе на новую продукцию или спаде экономического цикла;
· диверсификация не попадает под действие антитрестовского законодательства.
На основе концентрации существуют виды интеграции.
1). Картель. (Или на основе картельного соглашения). Устанавливаются принципы взаимодействия членов картеля между собой и принципы поведения картеля на мировом рынке. Картели существуют для стабилизации цены, установки квот выпуска.
Сюда же можно отнести консорциум - форма временного объединения для совместного выполнения инвестиционных проектов. Здесь также существуют правила и ограничения, договоренности и т. д. Доля прибыли оговаривается заранее.
Пул - объединение вокруг патента. Пул тоже действует на основе картельного соглашения.
2). Синдикат - объединение однородных предприятий, которые сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Централизованно осуществляются только две функции - сбыт и снабжение.
3). Трест - интеграция компаний, выполняющих хозяйственную деятельность, но теряющих свою юридическую самостоятельность. Средства используются более эффективно, больше заказов и т. п.
4). Концерн - наиболее распространенная и наиболее совершенная цельная финансово - экономическая структура, представляющая единое экономически целое предприятие. Имеет собственную инфраструктуру. Имеется все, что нужно для деятельности. Наиболее мобильная и независимая форма. Имеются свои банки (интеграция финансового и производственного капитала).
Концерны бывают национальные или международные.
В Германии называются “комбинаты”, “конгломераты” .
Формирование структуры управления предприятием.
Основные задачи при формировании:
1. - формирование системы целей организации и развития предприятия (дерево целей);
2. - системный анализ оргструктур.
На основе дерева целей определяется набор действий и процедур для достижения целей. Строится и анализируется функциональная модель. Функции должны выполняться структурно. Учитываются переменные составляющие (факторы).
3. -Вариантно - технологическая систематизация основных характеристик оргструктуры.
а). Тип оргструктуры (линейно - функциональная, матричная и др.).
б). соотношение централизации и децентрализации.
в). степень регламентации процессов управления.
г). характеристика средств и методов контроля.
д). требование к кадрам, стереотипы поведения.
е). состав и подчиненность систем управления.
4. -многофакторная оценка требований к системе управления со стороны объекта управления.
5. -разработка организационно - экономического механизма функционирования системы управления.
Лекция 8.
Разработка организационно - экономического механизма включает в себя:
1). Определение иерархии (или соподчиненности), численности аппарата управления. Численность определяется на основе анализа функции.
2). Управление технологической связи
3). Регламентация организационных процессов, распределение полномочий и ответственности.
Методы, с помощью которых разрабатывается структура управления.
* метод структуризации целей (дерево целей);
* экспертно - аналитический метод (коллективная экспертиза);
* метод организационного моделирования;
* метод аналогий.
Особенности проектирования структуры управления концерна.