При неравномерном нарастании затрат по дням производственного цикла коэффициент определяется по формуле
,
где Се — единовременные затраты первого дня производственного цикла; С2, С3, … — затраты по дням производственного цикла; Т2, Т3, … — время от момента разовых операций до окончания производственного цикла; Ср — затраты, производимые равномерно в течение производственного цикла; С — производственная себестоимость изделия; Т — длительность производственного цикла.
Затраты, нарастающие равномерно (Ср), принимаются в расчет средней себестоимости изделия в половинном размере, так как на всех стадиях незавершенного производства они находятся одновременно.
Норматив по статье “Расходы будущих периодов” исчисляются по формуле
Н = Р0 + Рn - Рс,
где Р0 — сумма расходов будущих периодов на начало планируемого периода; Рn -— расходы, производимые в плановом периоде по смете; Рc — расходы, включаемые в себестоимость продукции планируемого периода.
Готовая продукция, изготовленная на предприятии, характеризует переход оборотных средств из сферы производства в сферу обращения. Это единственный нормируемый элемент фондов обращения.
Норматив оборотных средств на готовую продукцию определяется по формуле
Н = Р·Д,
где Р — однодневный выпуск товарной продукции по производственной себестоимости; Д — норма запаса в днях.
Норма оборотных средств по готовой продукции определяется отдельно для готовой продукции на складе и для товаров отгруженных, по которым расчетные документы находятся в оформлении.
Норма по готовой продукции на складе определяется временем комплектования и накопления продукции до необходимых размеров, хранения продукции на складе до отгрузки, упаковки и маркировки продукции, доставки ее до станции отправления и отгрузки.
Норма по товарам отгруженным, по которым документы не сданы в банк, определяется установленными сроками выписки счетов и платежных документов, сдачи документов в банк, временем зачисления сумм на счета предприятия.
Таким образом устанавливаются частные нормативы по каждому элементу нормируемых оборотных средств. Затем определяется совокупный норматив оборотных средств, отражающий общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах в планируемом периоде, путем сложения частных нормативов.
Далее необходимо сравнить полученный совокупный норматив с совокупным нормативом прошлого периода с тем, чтобы определить, как изменяется потребность предприятия в собственных оборотных средствах в плановом периоде.
Разница между нормативами составляет сумму прироста или уменьшения норматива оборотных средств, что находит отражение в финансовом плане предприятия.
Оборотные средства предприятий призваны обеспечивать непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности производства в денежных и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность и полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств.
Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные, заемные и привлеченные. Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, так как предприятия, работающие на основе коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью с тем, чтобы вести дело рентабельно и нести ответственность за принимаемые решения.
Формирование оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставный фонд. Источником формирования в этом случае служат инвестиционные средства учредителей предприятия. В процессе работы источником пополнения оборотных средств является полученная прибыль, а также приравненные к собственным средствам так называемые устойчивые пассивы. Это средства, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в его обороте. Такие средства служат источником формирования оборотных средств в сумме их минимального остатка. К ним относятся: минимальная переходящая из месяца в месяц задолженность по оплате труда работникам предприятия, резервы на покрытие предстоящих расходов, минимальная переходящая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты за продукцию (товары, услуги), средства покупателей по залогам за возвратную тару, переходящие остатки фонда потребления и др.
Для сокращения общей потребности хозяйства в оборотных средствах, а также стимулирования их эффективного использования целесообразно привлечение заемных средств. Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах.
Основными направлениями привлечения кредитов для формирования оборотных средств являются: кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производства; временное восполнение недостатка собственных оборотных средств; осуществление расчетов и опосредование платежного оборота.
Целям изыскания дополнительных заемных источников финансирования оборотных средств было посвящено постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 г. Л° 2837-1 “О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние”, а также постановление Правительства Российской федерации и Центрального банка Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 458 и последующие изменения и дополнения. Предусмотрено выделение целевого государственного кредита на пополнение оборотных средств предприятий и организаций. Источником этого кредита служит целевой внебюджетный фонд, создаваемый в финансовых органах краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга министерствами финансов республик в составе Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии с указанными постановлениями кредит выделяется на основании соглашения финансового органа и предприятия или организации. Получать этот кредит могут государственные предприятия и организации, акционерные общества с долей государства в уставном фонде более 50%, приватизированные предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм.
Данный кредит предоставляется за счет кредитной линии, открываемой Министерству финансов Российской Федерации ЦБ РФ по плавающей процентной ставке.
В условиях административно-командной системы управления экономикой заемные средства среди источников финансирования оборотных средств составляли достаточно большую долю. Так, в 1965 г. на долю кредитов в структуре источников образования оборотных средств приходилось 42,6%, в 1975 г. — 47,3, в 1977 г. — 47,1, в 1988 г. — 47,6%. С 1988 г. доля кредита в структуре источников оборотных средств начала снижаться. Так, в 1989 г. она составляла 40,5%, в 1990 г. — 24,2%. В последующие годы доля кредитов постепенно повышалась и к апрелю 1993 г. составила 40,3%.