Рис. 5. Управление по целям (MBO – management by Objectives).
Внешняя среда: |
Динамичная |
Продукт: |
Сложный, сделанный "под конкретного клиента" |
Рынок: |
Быстро заполняющиеся ниши внутри сегментов |
Взаимоотношения с потребителем: |
Партнерство |
Характер труда: |
Сложный, творческий |
Теория: |
П. Дракер, Т. Питерс, С. Арджирес, П. Сенге |
Власть: |
Распределенная |
Структура: |
Гетерархия, проектно-ориентированная |
Символ: |
Сеть, обучающаяся организация |
Отношение к будущему: |
Будущее неопределенно в принципе – и в этом источник развития Концепция стратегического менеджмента: 2-этап развития |
Способ обеспечения качества: |
Технологии, основанные на включении персонала в изменение способов функционирования |
Эффективный тип поведения: |
Человек-партнер |
Эффективный тип менеджера/руководителя: |
Тренер, заботящийся о достижениях своей команды и/или коллег-сотрудников |
Корпоративная культура: |
Высокоадаптивная, партнерская, игровая, созидательная |
Терминология: |
Стратегическое видение, системный подход, источники неопределенности, ключевая компетенция, социотехнический дизайн, эффективные коммуникационные способности, креативность |
Базовый способ реализации власти: |
Процедура и/или партнерство, закрепленные в договоре |
Рис. 6. Менеджмент – Обучение (MBL – management by Learning).
Синонимы: система "Управление - Обучение", Менеджмент как обучение, Менеджмент как непрерывное научение конкурентоспособности.
Рис. 7. Система «Менеджмент – Обучение»: высказывания.
Миссия
Цели
Стратегическая концепция
В какой области мы хотим работать?
Стратегии
ключевых подсистем организации
Каким образом организация собирается добиваться успеха?
— Возможности
— Опасности
— Сильные стороны
— Слабые стороны
— Удержание конкурентных преимуществ
— Создание конкурентных преимуществ
Рис. 8. Упрощенная модель организации («Стратегическая пирамида»).
1.2. Исходные определения.
Система менеджмента – главное средство разработки и практического осуществления общей программы развития организации и реализации ее стратегии. Конечная цель системы менеджмента – выполнение миссии организации.
Миссия – это наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и выражающая основную причину существования организации.
Стратегия корпорации – это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей.
Важный элемент стратегии организации – это ответ на вопрос: «Как вести конкурентную борьбу?».
Решающий элемент стратегии – целевая ориентация в использовании ресурсов организации.
В конечном счете, корпоративная стратегия данной конкретной организации заключается в знаниях и практически навыках организации по созданию и реализации своих конкретных преимуществ.
Стратегическое управление – это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ по профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.
Конкурентное преимущество – это те характеристики, которые создают для производящей и/или реализующей данный продукт организации определенное превосходство над ее конкурентами.
Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому продукту-товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, т.е. к формам производства, сбыта, продаж и т.д., специфичным для организации и/или ее продукта.
Такое превосходство является относительным, т.е. определяется сравнением с конкурентом.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация.
Низкие издержки отражают способность организации разрабатывать, выпускать и продавать сопоставимый продукт-товар с затратами меньшими, чем у конкурентов.
Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и/или большей ценностью в виде нового качества продукта, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Любая потенциально эффективная стратегия и соответствующее стратегическое управление должны уделять достаточное внимание обоим типам конкурентного преимущества.
Реальное конкурентное преимущество достигается благодаря тому, как данная организация на практике осуществляет отдельные виды своей деятельности и всю их совокупность в целом.
1.3. Стратегический аспект в управлении организацией.
Для определения стратегического аспекта в управлении организацией сначала необходимо уточнить существующие термины.
Первым таким термином является «организация». Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.