Стратегическое планирование представляет собой набор конкретных действий и решений, предпринимаемых руководством и ведущих к реализации стратегии, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегическое видение - образ будущего состояния организации, который посредством системы существенных характеристик дает профессиональное качественное представление о бизнес-успехе организации в конкретной стратегической перспективе.
3.1. Первичная концепция стратегического управления.
Первичная концепция стратегического управления связана с двумя противоположными типичными стилями поведения организации: приростным и предпринимательским.
Приростный тип - это развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного поведения.
Предпринимательский тип - это целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающим победу в конкурентной борьбе и максимум прибыли.
Основные сравнительные характеристики двух указанных типов организаций представлены в табл. 2.
Кроме двух типов организационного поведения различают два вида менеджмента (управления): стратегический и оперативный менеджмент. Деятельность по стратегическому менеджменту связана с постановкой целей и задач организации. И, кроме того, с поддержанием системы взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним вызовам.
Таблица 2.
Сравнение характеристик организации
Характеристики организации | Поведение | |
Предпринимательское | Приростное | |
Цели |
Оптимизация прибыльности |
Оптимизация потенциала прибыльности |
Пути достижения целей |
Экстраполяция прошлых доходов |
Определяются взаимодействием возможностей получения прибыли и качеств управления |
Ограничения |
1. По окружающей среде организации 2. По внутренним возможностям |
1. Способность изменять окружающую среду организации 2. Способность создать требуемые специальности 3. Способность воспринимать различные способы поведения |
Система поощрений и взысканий |
1. Поощрения за стабильность 2. Поощрения за прошлую деятельность |
1. Поощрения за творчество, инициативу 2. Взыскания за отсутствие инициативы |
Информация |
1. Внутренняя: деятельность 2. Внешняя: долгосрочный объем возможностей |
1. Внутренняя: возможности 2. Внешняя: глобальный объем возможностей |
Проблема |
Повторяющаяся, знакомая |
Неповторяющаяся, новая |
Стиль руководства |
1. Популярность 2. Установление единства подходов |
1. Допускающий рискованные действия 2. Вдохновляющий людей на восприятие изменений |
Организационная структура |
1. Стабильная или расширяющаяся 2. Деятельность организована в соответствии и процессом переработки ресурсов 3. Стремление к экономии в масштабах производства 4. Виды деятельности увязаны слабо |
1. Гибкая, структурно меняющаяся 2. Деятельность организована в соответствии с проблемами 3. Виды деятельности жестко увязаны |
Решение управленческих проблем: а) признание необходимости действий |
1. Реакция в ответ на возникшую проблему 2. С запаздыванием по отношению к появлению проблемы |
1. Активный поиск возможностей 2. Предвидение проблем |
б) поиск альтернативы |
1. Ориентация на прошлый опыт 2. Незначительные отклонения от статус-кво 3. Рассматривается единственная альтернатива |
1. Творческий поиск 2. Большие отклонения от статус-кво 3. Рассматриваются многочисленные альтернативы |
в) оценка альтернативы |
Принимается первая, удовлетворяющая потребности |
Выбирается лучшая из набора альтернатив |
г) отношение к риску |
1. Минимизация риска 2. Соответствие прошлому опыту |
1. Сознательный риск 2. Балансировка совокупности рискованных вариантов |
Первый конечный результат стратегического управления - это системный потенциал для достижения целей организации в будущем.
Второй конечный результат - структура организации и ее внутренние изменения, обеспечивающие чувствительность организации к изменениям внешней среды и соответствующую адаптацию.
В отличие от стратегического управления организации, которое предназначено для обеспечения стратегических позиций, оперативный менеджмент использует уже существующую стратегическую позицию организации для достижения ею конкретных тактических целей. Менеджеры, занимающиеся стратегическим управлением, в первую очередь обеспечивают постоянный потенциал прибыльности организации, а оперативный менеджмент - превращение потенциала в реальную прибыль.
Конечный результат оперативного управления - это реализация продуктов-товаров организации ее конкретным клиентам-потребителям за конкретные цены.
Стратегическое и оперативное управление требуют создания и поддержания адекватной, так называемой организационной архитектоники, а также соответствующих подсистем персонала, включающих определенную квалификацию, мотивацию и т.д. При этом возможность всех этих аспектах два указанных вида менеджмента совершенно различны, что и подтверждает табл. 3.