Кс = 100/(56,3*1 + 25,1*3 + 9,3*5 + 6,5*7 + 1,7*9) = 0,42
Т.к. Кс = 0,42, предприятие имеет достаточно высокий уровень специализации. Хозяйство мясного направления с интенсивно развитым свиноводством.
СПК «Поиск» занимается производством и переработкой продукции растениеводства и животноводство.
Рассмотрим структуру и органы управления в данном предприятии.
Высшим органом управления в данном хозяйстве является общее собрание членов кооператива, к исключительной компетенции общего собрания относят рассмотрение следующих вопросов:
1. утверждение устава кооператива и внесение дополнений к нему
2. выборы председателя кооператива, членов правления
3. установление размеров паевых взносов
4. порядок распределения прибыли и убытков кооператива
5. реорганизация и ликвидация кооператива.
6. прием и исключение из членов кооператива.
7. привлечение к ответственности членов правления кооператива.
8. утверждение внутренних документов.
Контролирующим органом является наблюдательный совет, который выполняет следующие функции:
- созывает общее собрание членов кооператива.
- дает заключение по заявлению о вступлении в кооператив
- заключает трудовое соглашение с членами правления кооператива
- дает заключение по предложениям о распределении прибыли и убытков кооператива.
Члены кооператива не могут передавать свои полномочия другим лицам.
Правление кооператива является коллегиальным исполнительным органом кооператива, руководит текущей деятельностью кооператива в период между общими собраниями членов, представляет кооператив при заключении сделок. Во главе правления стоит председатель кооператива.
Все сотрудники административного аппарата имеют высшее образование по занимаемым должностям. В данной структуре есть как линейные, так и функциональные связи. Следовательно, данная структура является линейно- функциональной.
В состав организационной структуры входят служба ветеринарии, агрономии, расчетно-финансовый отдел, планово-экономический отдел, инженерно-технический отдел.
Схема организационной структуры приведена в приложении А.
Финансово-экономическая служба состоит из: планово-учётной службы и службы бухгалтерского учёта и финансовой деятельности.
Планово-экономическая служба осуществляет функции планирования, организации труда и заработной платы, экономического анализа, совершенствования организации труда и управления. В целом служба немногочисленна. Свои функции планово-экономическая служба выполняет применительно к хозяйству в целом.
Служба бухгалтерского учёта и финансовой деятельности осуществляет организацию первичного учёта, бухгалтерский учёт, финансовую деятельность, статистическую и бухгалтерскую отчётность, контроль за сохранностью собственности, соблюдением экономии трудовых, материальных и денежных ресурсов. Возглавляет службу главный бухгалтер, который подчиняется председателю хозяйства. В его непосредственном подчинении находятся бухгалтеры центральной конторы, в функциональном– бухгалтер и другие счётные работники подразделений.
Инженерно-техническую службу сельскохозяйственного предприятия возглавляет главный инженер. Ему непосредственно подчинены старший инженер, заведующий гаражом, заведующий центральной ремонтной мастерской.
Центральная ремонтная мастерская выполняет плановые и аварийные ремонты. Несложные ремонты, устранение поломок и неисправностей могут осуществляться как в центральной ремонтной мастерской, так и на пунктах технического обслуживания подразделений. Ремонтную службу возглавляет заведующий центральной ремонтной мастерской. Он организует ремонтные работы, как в мастерской, так и в подразделениях, обеспечивает рабочих запасными частями и ремонтными материалами.
Службу растениеводства возглавляет главный агроном. Агрономическая служба отвечает за внедрение эффективной технологии производства и прогрессивной организации труда, обучение кадров, технологическое обслуживание и обеспечение специальными ресурсами: удобрениями, пестицидами, гербицидами.
Автотранспортную службу возглавляет заведующий гаражом, также в штате состоят автомеханики. Основными задачами заведующего гаражом являются обеспечение высокого уровня технической готовности транспортных средств, рациональное их использование.
Основой для формирования структуры аппарата управления являются штатные нормативы, которые представляют собой показатели, выраженные в объёме реализованной продукции, гектарах пашни, поголовья скота и рабочей силы.
С переходом хозяйств на новые формы и условия оплаты, их реорганизацией эти документы (штатные нормативы) приобретают рекомендательный характер. Хозяйство самостоятельно формирует свой аппарат управления, утверждает штатное расписание.
Природные и организационно-экономические особенности функционирования сельскохозяйственных предприятий и объединений обуславливают необходимость дифференцированного подхода к совершенствованию управления. Это предполагает учёт зональных условий, территориального расположения населённых пунктов, видов и технологии производства продукции, обеспеченности кадрами, внутренних и внешних связей. Вместе с тем, имеются общие принципы и этапы совершенствования организации управления, которые необходимо соблюдать при осуществлении этой работы.
Анализ фактического состояния структуры управления в предприятии, а также изучение факторов, определяющих структуру – является основательным и подготовительным этапом для разработки и совершенствования новой структурной модели аппарата управления.
Совершенствование структуры управления сельскохозяйственным производством предполагает комплексное решение основных вопросов: уточнение целей и задач, построение рациональной организационной структуры, чёткое распределение функций между структурными подразделениями хозяйства или объединения и отдельными работниками аппарата управления, оптимальное сочетание применяемых методов, улучшение организации труда.
Важным направлением совершенствования структур управления в современных условиях, обеспечивающих её упрощение, сокращение штатов и удешевление аппарата, является совершенствование организации труда работников управления на основе расширения их должностей и увеличения объёмов работ, выполняемых одним работником.
Совмещение должностей или возложение дополнительных функций допускается, если должностное лицо в течение установленной продолжительности рабочего дня обеспечивает качественное и своевременное выполнение обязанностей по основной и совмещаемой работе при соблюдении квалификационных требований с учётом нормального и бесперебойного функционирования производства.
Совмещение должностей или возложение дополнительных функций может происходить в случае недогрузки работников по основной своей работе или для выполнения одного и того же объёма работ с меньшей численностью управленческого персонала. В случае совмещения должностей работнику должно предусматриваться материальное вознаграждение за счёт фонда заработной платы высвобождаемого работника. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации рекомендует доплату до 50% заработной платы высвобождаемого работника при совмещении должностных обязанностей до 50 %, более 50 % вообще доплату не производить. Но предприятие может само выбирать проценты доплат, опираясь на рекомендации.