ВВЕДЕНИЕ
Внедрение рациональных структур, форм и методов управления производством наряду с совершенствованием организации производства и труда на сельскохозяйственном предприятии является наиболее актуальной проблемой в настоящее время. Переход на новые методы хозяйствования предполагает активный поиск и применение более результативных форм управления производством, отвечающих современным задачам. Эффективное управление – это прежде всего рациональная структура управления.
Структура аппарата управления оказывает существенное влияние на содержание и обоснованность принимаемых решений, а следовательно, и на результаты производства. Излишнее количество звеньев в системе управления удлиняет путь прохождения информации и указаний, поэтому, чем меньше ступеней в управлении, тем надёжнее и экономичнее управление, тем оперативнее решаются производственные и иные вопросы.
Система управления сельскохозяйственным производством направлена на повышение эффективности производства в низовом звене, то есть непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях и производственных объединениях, а также на максимизацию конечных результатов производства. Она должна быть достаточно эффективной и экономичной, то есть способствовать увеличению производства продукции при наименьших затратах ресурсов.
Совершенствование управления сельским хозяйством должно осуществляться на основе улучшения планирования, рационального сочетания отраслевого и территориального принципов, внедрения оптимальных организационных структур производства, диспетчерской службы, комплексного использования экономических, организационно-административных и социально-психологических методов управления.
Совершенствование управления сельскохозяйственным производством предполагает комплексное решение основных вопросов:
1. уточнение целей и задач;
2. построение рациональной организационной структуры;
3. чёткое распределение функций между структурными подразделениями хозяйства или объединения и отдельными работниками аппарата управления;
4. оптимальное сочетание применяемых методов;
5. улучшение организации труда.
Целью курсового проекта является анализ деятельности аппарата управления в СПК «Поиск» и разработка способов совершенствования структуры управления.
В связи с поставленной целью были намечены следующие задачи:
1. теоретически изучить принципы построения управленческих структур;
2. проанализировать деятельность органов управления;
3. выявить недостатки существующей структуры управления;
4. определить направления совершенствования структуры управления в СПК «Поиск»;
Объект исследования – СПК «Поиск».
При исследовании применялись следующие методы: статистический, монографический, расчётно-конструктивный, метод обычного наблюдения.
Исходные материалы: годовые отчёты, данные бухгалтерского баланса, должностные инструкции, штатное расписание работников.
Организационная структура имеет отношение непосредственно к предприятиям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, регламентирования, мотивации, контроля, учета и анализа, т. е. процесса управления. При этом процесс управления рассматривается как совокупность функций управления, базирующихся на сборе и обработке информации, необходимой для подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
Структура управления — это система разделения труда и установление служебных связей между структурными подразделениями и работниками аппарата управления по принятию и реализации управленческих решений.
Выполнение функций управления возлагается на органы управления (структурные подразделения) состав и соподчиненность которых представляет собой организационную структуру управления предприятием.
Функции управления играют определяющую роль в формировании структуры управления, так как процесс формирования структуры заключается в выделении и организационном закреплении тех или иных функций за соответствующими отделами, группами (звеньями) или отдельными работниками аппарата управления. Все остальные элементы системы управления: методы, кадры, техника, информация и т. д. — являются средством, необходимым для своевременной реализации той или иной функции.
Конкретное выражение структура управления находит: в схеме организации управления; составе, взаимосвязи и соподчиненности отделов и служб; штатных расписаниях; составе и разграничении между работниками аппарата управления функций и задач управления; положениях об отделах, службах и должностных инструкциях, которые в их взаимной связи и определяют деятельность трудовых коллективов предприятия.
Обоснованная, правильно выбранная организационная структура управления создает благоприятные условия для принятия оптимальных решений, повышения оперативности управления, сокращения управленческих циклов, усиления исполнительской дисциплины и повышения экономичности и эффективности работы предприятия.
Основными элементами организационной структуры управления выступают: цели и стратегия системы; иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности;
Структуру управления по горизонтали можно разделить на звенья, а по вертикали — на ступени. Звенья управления представляют собой организационно обособленные подразделения (отделы, службы), каждое из которых выполняет одну или несколько функций управления. Ступень управления — это совокупность управленческих звеньев, которые находятся на определенном иерархическом уровне управления и отражают последовательность их подчинения снизу доверху.
Соподчиненность органов различных уровней управления и образует иерархию управления — многоступенчатую структуру управления (двух-, трех-, четырехступенчатую), характеризуемую тем, что каждый субъект управления данного уровня одновременно выступает и объектом управления вышестоящих уровней и находится в определенной взаимосвязи (административной, организационной, информационной).
Определяющим элементом структуры выступают связи — отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание. Прежде всего отношения по управлению имеют социально-экономическую природу, поэтому при формировании способа связей между людьми и коллективами, руководителями и работниками, осуществляющими совместную деятельность, учитывается совокупность интересов — экономических, социальных и психологических.
Выделяют функциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (отношения руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные).
Связи по вертикали возникают между различными ступенями управления и характеризуются отношениями соподчиненности, в соответствии, с чем идущие сверху вниз указания являются обязательными для исполнения.