Диверсификация производства и специализация управления привели к появлению комбинированных структур, наиболее распространенной из которых стала линейно-функциональная. Она сочетает основные достоинства как линейной, так и функциональной системы, обеспечивает развитие специализации управленческой деятельности, сохраняя в то же время авторитет линейных руководителей, отвечающих за результаты производства.
Данная структура удобна тем, что во главе каждого структурного подразделения имеется свой руководитель, наделенный соответствующими полномочиями. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем. Оперативность принятия и реализация управленческих решений, простота в управлении, четко выраженная ответственность в этой структуре помогает равномерно и четко проходить производственному процессу.
Благодаря своим преимуществам линейно-функциональная структура управления получила широкое распространение, оказавшись практически единственным вариантом организации предприятий в нашей стране. Она вполне соответствовала командно-административным принципам и методам управления. Ее преимущества реализуются в условиях стабильной технологии, массового и крупносерийного производства.
В условиях макроэкономической нестабильности, быстро меняющихся предпочтений и ценностей потребителей, конкуренции, при преобладании экономических методов управления преимущества линейно-функциональной структуры не столь очевидны, а недостатки становятся более ощутимыми. К ним относятся:
- медленное движение информации и соответственно принятие решений;
- конфликт интересов линейных и функциональных руководителей, что влияет не только на скорость, но и на качество принимаемых решений;
- узкая специализация руководителей среднего звена, ограничивающая их кругозор и отторгающая нововведения;
- стремление руководителей снизить риск и не брать на себя большую ответственность при принятии управленческих решений.
Функциональная структура не подходит для предприятий с широкой или часто меняющейся номенклатурой продукции, а также для предприятий, осуществляющих свою деятельность в широких международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-экономическими системами и законодательством.
Деятельность любого предприятия направлена на улучшение своего финансового состояния, на его развитие. Поэтому существует необходимость держать под контролем изменения во внешней среде фирмы и оперативно реагировать на эти изменения.
Любое действие предприятия возможно только в том случае, если внешняя среда допускает его осуществление.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде организации, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией.
Большинство угроз и одновременно возможностей для организации находится во внешней среде. Являясь открытой системой, организация реализует и свою миссию, и стратегию во внешнем окружении, стремясь быть для него максимально полезной, чтобы осуществить свои планы в долгосрочной перспективе.
Анализ внешней среды ООО «ПениБлек» представлен в табл. 1.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих предприятие различным сырьём, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами, от которых зависит эффективность работы предприятия, себестоимость и качество производимого организацией продукции.
Анализ среды непосредственного окружения ООО «ПениБлек» представлен в табл. 2.
Таблица 1 - Анализ внешней среды
Факторы внешней среды |
Сигналы о возможных изменениях состояния среды | ||
Агрегированные |
Детализированные |
Возможности |
Угрозы |
1. Параметры спроса |
Величина спроса |
Рост спроса как на старые, так и на новые товары фирмы Выпуск нужной рынку продукции | |
Стабильность спроса |
Стабилизация спроса и прибылей от продажи товаров фирмы | ||
Требования покупателей к качеству |
Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты качества | ||
Эластичность спроса |
Снижение эластичности спроса на товары фирмы | ||
Экономический потенциал покупателей |
Снижение покупательной способности населения вследствие экономического кризиса и инфляции | ||
Личностные характеристики целевой аудитории |
Товары предприятия удовлетворяют не только личностные, но и профессиональные потребности целевой аудитории | ||
Продолжение таблицы 1. | |||
Факторы внешней среды |
Сигналы о возможных изменениях состояния среды | ||
Агрегированные |
Детализированные |
Возможности |
Угрозы |
2. Параметры факторов производства |
Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов |
Рост предложения сырьевых и материальных ресурсов Снижение цен на сырье и материалы | |
Конъюнктура рынков трудовых ресурсов |
Мощный трудовой потенциал предприятия Снижение уровня занятости, избыточное предложение на рынках труда |
Рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией | |
Конъюнктура рынков финансовых ресурсов |
Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков | ||
Конъюнктура рынков средств производства |
Рост предложения средств производства Снижение цен на средства производства Законченный цикл производства | ||
Продолжение таблицы 1. | |||
Факторы внешней среды |
Сигналы о возможных изменениях состояния среды | ||
Агрегированные |
Детализированные |
Возможности |
Угрозы |
3. Параметры конкурентной среды |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Покупатели трудно переходят на товар-заменитель из-за связанных с этим дополнительных затрат | |
Угроза появления новых конкурентов |
Фирмы, функционирующие на рынке, проявляют лояльность к новым конкурентам | ||
Экономические возможности и торговые способности поставщиков |
Поставщики - субъекты рынка монополистической конкуренции |
Экономический потенциал поставщиков высок ввиду существенной доли затрат на их продукцию в издержках покупателя | |
Экономические возможности и торговые способности покупателей |
Основная масса покупателей - субъекты рынка совершенной конкуренции | ||
Продолжение таблицы 1. | |||
Факторы внешней среды |
Сигналы о возможных изменениях состояния среды | ||
Агрегированные |
Детализированные |
Возможности |
Угрозы |
4. Деятельность государственных властных структур |
Налоговая политика |
Снижение налоговых ставок | |
Кредитно-денежная политика государства |
Повышение учётной ставки ЦБ РФ Неблагоприятное изменение валютного курса рубля Жесткая политика финансовой стабилизации в связи с кризисом | ||
Политика цен и доходов |
Введены свободные цены на товары и услуги Введено налогообложение, стимулирующее рост дохода в зависимости от динамики цен |