рефераты по менеджменту

Свободные экономические зоны: виды и цели создания

Страница
6

В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был полажен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:

• опасениями, что будет образовано слишком большое число различных СЭЗ;

• свободные экономические зоны — это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;

• уменьшением управляемости СЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.

Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администрации и управленческих структур таких свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации.

Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ". и результате в России возникли специальные зоны офф­шорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налого­вый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и при­родные ресурсы.

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О свободных экономи­ческих зонах", который не был утвержден Президентом РФ п концу 90-х годов свободные экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ)[2]

по-прежнему находились как бы на полулегальном положении. Потенци­ал этой идеи пока не получил своего полноценного раскры­тия & России. Вместе с тем достигнутые результаты функ­ционирующих СЭЗ свидетельствуют об их переценивности.

К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Наход­ка". На территории свободной экономической зоны "Наход­ка зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В середине 90-х годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвести­циями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции свободной эконо­мической зоны в 1995 г. составил 42,3 млн. долл., в 3 раза превысив импорт. С российской стороны в создании пред­приятии с иностранными инвестициями принимают учас­тие не только предприятия СЭЗ "Находка", но и привле­каются капиталы многих регионов России и государств СНГ

На территории осуществляются проекты по организа­ции и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Это промышленные комплексы должны сыграть ключевое зна­чение в индустриализации этой зоны. В зоне действуют 15 банковских институтов (14 филиалов различных банков и банк "Находка").

Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длительное время рассматривалось как эксперимент, Правительство России принимало по ней специальные решения. Например, "О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка" от 8 сентября 1994 г." В соот­ветствий с этим и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вклады в которых пре­вышают 30%, установлены следующие льготы:

• федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующие местный налог — не более 3%;

• прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (пос­ле объявления о регулярном получении прибыли);

• часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социаль­ной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога.

С февраля 1994 г. Административный комитет, кото­рый занимается вопросами регулирования и контроля в СЭЗ "Находка", приступил к осуществлению новой стратегии по ее развитию. Основным направлением этой стратегии стало создание в зоне ряда локальных свободных зон, которые должны способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата всей зоны, стимулировать организацию импортозамещения с использованием современных технологий, появление новых рабочих мест. Другим направлением новой стратегии должен стать ориентир на превращение Находки в центр переработки грузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Свободная экономическая зона "Находка" находится пока на начальном этапе своего развития. Однако уже сейчас можно говорить о первых ее позитивных результатах: срав­нительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ, со­здании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми, другими регионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависит не только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международ­ных экономических связей Дальнего Востока и Сибири.

Отмечая факты .успешной работы некоторых свободных экономических зон России, необходимо указать и на нега­тивный опыт их функционирования. Так, практика свобод­ной экономической зоны "Алтай" свидетельствует о том, что многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностран­ного капитала шел процесс ввоза и перепродажи ширпотре­ба. При проверке внешнеэкономической деятельности этой зоны было выявлено много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых и стратегических ресурсов, эк­спорт которых ограничен законом. Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убытки при осу­ществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав око­ло трех лет, СЭЗ "Алтай" была ликвидирована[3]. Следует также отметить, что налоговые льготы и инфра­структурные условия функционирования свободных эконо­мических зон в России гораздо менее привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами. Местные российские власти стремятся не столько создать привлекательные ус­ловия для иностранных инвесторов, сколько использовать инвестируемые средства для решения социальных проблем региона. Кроме того, СЭЗ рассматриваются как возможность получения большей автономии от центра.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту