· Установление приоритетов с помощью анализа АБВ.
Это техника исходит из опыта, что доли в процентах более важных и менне важных дел в сумме остаются неизменными. С помощью букв А, Б и В задачи подразделяются на три класса, в соответствии с их значимостью. Анализ АБВ основывается на следующих трёх закономерностях:
- важнейшие задачи составляют примерно 15% всего количества дел, которыми занимается руководитель. Вклад этих задач для достижения цели составляет около 65%.
- На важные задачи приходится около 20% общего числа дел, значимость которых также около 20%.
- Менее важные и несущественные задачи составляют около 65% всех дел, а в свою очередь значимость их составляет всего лишь около 15%.
Чтобы применить анализ АБВ необходимо следовать следующим пунктам:
- составить список всех предстоящих задач.
- Систематизировать их по важности и установить очерёдность
- Пронумеровать эти задачи
- Оценить свои задачи в соответствии с категорией А,Б,В.
- Задачи категории А (15% всех задач) не подлежат перепоручению.
- Задачи категории Б (20% всех задач) подлежат перепоручению.
- Оставшиеся задачи самые маловажные и подлежат обязательному перепоручению.
· Ускоренный анализ по принципу Эйзенхауера
Этот принцип является простым вспомогательным средством в тех случаях, когда необходимо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение. Приоритеты устанавливаются по таким критериям как срочность и важность дела. Они подразделяются на 4 группы:
1) Срочные/ важные дела – необходимо выполнить их самому руководителю.
2) Срочные/менее важные дела
3) Менее срочные/важные задачи. Необязательно выполнять их сразу, но выполнять их надо самому.
4) Менее срочные/ менее важные дела.
“От задач менее срочных и несущественных следует воздерживаться”.
Благодаря принципу Эйзенхауера можно существенно увеличить производительность, продуктивность и результативность.
· Основы делегирования.
Под делегированием в общем смысле понимается передача задач своему подчинённому из сферы деятельности самого руководителя. Но при этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которая не может быть делегирована.
Передача задача или деятельности может осуществляться на длительный срок или ограничиваться разовыми поручениями.
Управленческая ответственность (не делегируется)
Исполнение
Целесообразно отметить преимущества делегирования:
- делегирование помогает руководителю высвободить время для важных задач и немного разгрузиться;
- делегирование способствует использованию профессиональных знаний и навыков работников;
- Делегирование стимулирует раскрытие способностей, самостоятельности и компитенции подчинённых;
- Делегирование положительно воздействует на мотивацию труда сотрудников.
Для того, чтобы научиться правильно делегировать необходимо ознакомиться и принять во внимание следующие правила:
- подобрать подходящих сотрудников;
- распределить сферы ответственности;
- координировать выполнение порученных задач;
- стимулировать и консультировать подчинённых;
- осуществлять контроль рабочего процесса и результатов;
- давать оценку своим сотрудникам;
- пресекать попытки обратного или последующего делегирования.
Делегировать необходимо рутинную работу, специализированную деятельность, частные вопросы и подготовительную работу.
Ни в коем случае нельзя делегировать такую работу как определение целей, руководство сотрудниками, задачи высокой степени риска, и т.д.
Составление распорядка дня и организация трудового процесса в целях достижения поставленных целей.
Организация своего рабочего дня должна соответствовать основному принципу: “Работа должна подчиняться мне, а не наоборот”. Существует 25 правил, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.
Правила начала дня:
1) начинать день с позитивным настроением;
2) хорошо позавтракать и без спешки на работу;
3) начинайте работу по возможности в одно и то же время;
4) перепроверка плана дня
5) вначале – ключевые задачи;
6) приступать без раскачки;
7) согласовать план дня с секретарём;
8) утром заниматься сложными и важными делами;
Правила основной части дня:
9) Хорошая подготовка к работе;
10) Влиять на фиксацию сроков;
11) Избегать действий, вызывающих обратную реакцию;
12) Отклонять дополнительно возникающие неотложные проблемы;
13) Избегать незапланированных импульсивных действий;
14) Своевременно делать паузы / соблюдать размеренный темп;
15) Небольшие однородные задачи выполнять сериями;
16) Рационально завершать начатое
17) Использовать временные промежутки;
18) Работать антициклично;
19) Выкраивать спокойный час;
20) Контролировать время и планы;
Правила завершения рабочего дня:
21) Завершить несделанное;
22) Контроль за результатами и самоконтроль;
23) План на следующий день;
24) Домой с хорошим настроением;
25) Каждый день должен иметь свою кульминацию.
· Естественный дневной ритм
У разных людей разная психология и организм. Вследствие этого работоспособность людей различна в различные периоды времени. Некоторые люди продуктивнее работают утром, некоторые днём, а некоторые вечером. Но при этом нельзя сказать, что одни из них работают лучше, а другие хуже. Просто пик работоспособности у этих людей приходится на разные периоды дня. Абсолютные значения пика и спада продуктивности индивидуально различаются, но что одинаково для всех людей – так это относительные, ритмичные колебания!
Самоконтроль и контроль итогов.
Контроль за результатами служит улучшению, а в идеальном случае – оптимизации трудового процесса. Все вышеперечисленные функции самоменеджмента будут не столь эффективными если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задачи:
- осмысление физического состояния
- сравнение запланированного с достигнутым
- корректировка по установленным отклонениям
Необходимо регулярно, через равные промежутки времени проверять свои планы и организацию труда, анализировать свою деятельность и своё время и составлять листок дневных помех.
Контроль за результатами труда (целевой контроль) должен в любом случае производиться после выполнения задачи (конечный контроль).
В конце рабочего дня необходимо контролировать и отражать не только выполнение поставленных целей, но и личную ситуацию.
“Тот кто хочет себя по-настоящему разгрузить не может отказаться от самоконтроля”.
Самая важная фаза, т.к. все остальные фазы нуждаются в ней.
Информация и коммуникация составляет сердцевину самоменеджмента, вокруг которой постоянно вращаются другие функции. На руководителя каждый день обрушивается поток информации с которым ему приходится справляться. В реальной жизни руководитель обрабатывает намного больше информации, чем это необходимо. Для того, чтобы экономить своё время руководителю необходимо разработать рациональный подход к обладению информацией.