· Рациональное чтение
Это важно для руководителя, поскольку рационализировать чтение означает ликвидацию потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств.
Независимо от скорости чтения, можно путём целенаправленного, селективного чтения сэкономить массу времени.
Рациональное чтение предполагает прежде всего определение того надо ли этот материал читать вообще, если да, то в каком объёме.
1) при просмотре и чтении надо думать о том, какую информацию мы хотим из него получить;
2) надо просмотреть название глав и разделов, пробежать глазами краткое содержание, а также предисловие и введение.
3) Выяснить, что бы мы хотели прочитать более интенсивно.
4) Не задерживаться на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом
5) Следовать смысловому содержанию и идее текста, а не словам.
6) Отыскивать всевозможные выделения и таблицы.
Читать можно также быстрее если избавляться от вредных привычек и отвлекающих факторов и совершенствовать методику чтения.
Необходимо также привыкнуть и к тому, что важные тексты нужно не только читать, но и обрабатывать после чтения.
Также желательно разработать свою систему маркировок и делать пометки, указывающие на важность или качество того или иного абзаца.
Можно выписывать важные идеи и мысли, но лишь самое важное и в кротчайшей форме.
Метод SQ 3R является методом 5-ти ступеней, которые предусматривают:
1. Обзор. Надо узнать какую информацию несёт книга в целом.
2. Постановка вопросов. Это критическое чтение.
3. Чтение. Целевое и концентрированное восприятие.
4. Обобщение. Необходимо, чтобы удостоверится, что материал усвоен.
5. Повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста.
· Рациональное проведение совещаний.
Совещания забирают у руководителя и у подчинённых очень большую часть рабочего дня. Поэтому желательно провести анализ точных затрат ближайшего совещания с учётом: издержек на подготовку, заработка участников, дополнительных индивидуальных расходов, накладных расходов, командировочных расходов и потерянного времени!
«самые лучшие совещания те, которые вообще проводить не надо!»
Повестку дня составляйте с указанием времени, необходимого для обсуждения отдельных тем. Для каждого пункта намечайте время в соответствии с его значимостью. Используйте для этого следующий формуляр: «План обсуждения».
«План обсуждения»
Тема
Дата
Время Место проведения
Документы для обсуждения
Участники
Пункты повестки дня | Реше-я, рез-ты, мер-тия | Памятка для выпол-ния |
После совещания
Возвращайтесь, хотя бы время от времени к ходу и результатам состоявшегося совещания, например путём опроса участников:
а) были ли достаточно ясны тема и цель совещания;
б) получил ли каждый из участников повестку дня
в) началось ли совещание вовремя, соблюдались ли повестка дня и регламент;
г) была ли достигнута цель совещания;
д) сколько времени было использовано неэффективно.
Подраздел, отдел, подотдел |
Итоговый протокол совещания |
Дата | ||||
Тема: |
Место проведения: Продолжительность: | |||||
Ведущий обсуждения |
Ведущий протокол (с указанием № тел.) |
Повестка дня От . | ||||
Участники совещания |
Привлечённые участники | |||||
Результат |
Поручение(срок исп.) | Контроль | ||||
Следует составлять иногда и укороченный протокол с важнейшими данными и результатами, которые раздаются участникам.
Контролируйте выполняются ли принятые решения всеми кого они касаются.
Невыполненные задачи и нерешённые проблемы должны быть первым пунктом следующей повестки дня.
· Переговоры по телефону
Телефон является наиболее часто используемым средством коммуникации и наиболее частым источником помех. Но его можно и использовать в виде инструмента рациональной информации и коммуникации.
Его можно использовать также и в качестве нового вида: «Интернет».
С помощью телефонной линии мы можем соединиться к глобальной информационной сети.
Этот вид услуг даёт возможность отличного обмена информацией.
· Рациональное ведение корреспонденции.
1) Подготовьте стандартные ответы;
2) Старайтесь писать резолюцию сразу, не накапливая бумаг;
3) Не увлекайтесь размножением документов;
4) Своевременно уничтожайте архивы;
5) Доверяйте сектретарю в разборе почты;
6) Совершенствуйте документооборот;
7) Стремитесь к простой системе документооборота.
Время представляет самую большую ценность для меня. Джон Адер в своей книге «Как управлять своим временем» приводит пять проблем,
напрасно тратящих время. Рассмотрим эти проблемы и то, как я с ними справляюсь.
- Откладывание работы
Я начинаю свой рабочий день с работы, которая мне неинтересна, но которую надо сделать. А далее я выполняю то, что мне нравится и интересно. Такой подход практически исключает проблему.
- Неэффективное делегирование полномочий
В самом начале своей деятельности – после окончания ВУЗа - у меня не было подчиненных. По мере работы, я стал руководить сначала одним сотрудником, затем двумя, теперь у меня в подчинении около 20 человек. Руководство персоналом накладывает на меня серьезную ответственность. Перед огранизацией я в ответе как за хорошую работу каждого сотрудника, а перед сотрудниками я в ответе за развитие личных качеств каждого, за мотивацию к работе и так далее. Делегирование полномочий является хорошим фактором мотивации в работе, а также влияет на развитие качеств сотрудника, поэтому я использую этот прием в своей работе. Не менее важно и то, что хороший руководитель, а я стремлюсь быть хорошим руководителем, не делегируя полномочий будет неэффективно использовать свое рабочее время, выполняя менее важную работу.