III. Сводный баланс активов и пассивов предприятия (таблица 14).
Его рекомендуется составлять на начало и конец 1-го года реализации проекта. Считается, что этот документ менее важен, чем первые 2. Тем не менее, его обычно тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить какие суммы намечается положить в активы разных типов, и за счёт каких пассивов предприятие собирается финансировать создание или приобретение этих активов.
2-м подразделом финансового плана является стратегия финансирования.
Здесь нужно ответить на вопросы:
Сколько нужно средств для реализации проекта?
Откуда намечается получение этих инвестиций?
Какую долю потреблённых средств планируется получить в форме кредита, а какую – привлечь в виде паевого капитала?
4. На какие цели будут израсходованы инвестиции?
5. Что конкретно будет приобретено?
Таблица 13.
План поступлений и выплат
показатели |
год | |||||
1-й |
2-й |
3-й | ||||
месяц | ||||||
1 |
2 |
… |
12 | |||
1. Поступления от продаж | ||||||
2. Платежи, всего | ||||||
в том числе: оборудование | ||||||
сырьё и материалы | ||||||
затраты на сбыт | ||||||
управленческие затраты | ||||||
аренда помещений | ||||||
коммунальные услуги | ||||||
транспорт | ||||||
реклама | ||||||
страхование | ||||||
выплата долга и процентов | ||||||
3. Прирост денежной наличности | ||||||
4. Остаток на конец периода | ||||||
5. Остаток на начало периода |
6. Каким образом использование инвестиций повысит рентабельность предприятия?
7. Когда будет получена первая прибыль? Для этого делается прогноз точки без убыточности, т. е. рассчитывают такое состояние, когда разность доходов и расходов равна нулю.
8. Какова прибыль инвестиций?
Подготовленный надлежащим образом финансовый план может послужить также основой для комплексной поэтапной оценки развития предприятия, выполнения проекта. Все данные, которые могут вызвать сомнения инвестора, необходимо снабдить комментариями.
Хорошо продуманный бизнес-план предприятия (проекта) должен содержать раздел, оценивающий предполагаемые риски в деятельности предприятия, пути их минимизации.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что бизнес-план каждый раз индивидуален и нет раз и навсегда установленной методики его создания, равно как и застывшей его формы изложения, которые всякий раз диктуются объектом бизнеса.
Именно планирование бизнеса помогает предпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможет обойти конкурентов.
Таблица 14.