Ключевой вопрос маркетингового плана: «Каков комплекс маркетинга и как он приведёт к успеху?»
Раздел должен содержать следующее:
Определение основной стратегии развития объекта бизнеса.
Маркетинговая стратегия по всем сегментам рынка.
Товарная стратегия.
Кратко- и долгосрочные цели в принятой политике ценообразования.
Методы установления цен на продукцию и цены конкурентов.
Соответствие предполагаемых цен тому имиджу, который создаётся для объекта бизнеса.
Определяющие факторы для выбора каналов распределения (профиль заказчика, географическое положение, таможенные ограничения, сезонные условия и т. д.).
Виды транспорта, которые используются, наличие транспорта на предприятии.
Наличие складской сети на предприятии, ёмкость складов.
Использование «фирменного стиля» и товарных знаков.
Виды рекламы на предприятии и их действенность.
Используемые методы стимулирования продаж.
Организация пред- и послепродажного сервиса и как он организован у конкурентов.
Сравнение своих цен на сервисные услуги и их качества с ценами и качеством услуг у конкурентов.
План производства.
Если объектом бизнеса является продукция, то раздел начинается с описания производственного процесса с указанием операций, поручаемых субподрядчику (наименование фирмы, местоположение и адрес). Производственный процесс изготовления продукции с указанием его структуры по трудоёмкости может быть представлен в таблице 5.
Таблица 5.
Структура производственного процесса по трудоёмкости[7]
Наименование продукции |
Вид работ, %* | |||
механическая обработка |
сварка |
сборка |
другие | |
*в зависимости от технологии изготовления продукции структура может быть представлена другими видами работ.
Если объектом бизнеса является предприятие или стратегический центр хозяйствования, то раздел начинается с описания технологических переделов производства. Прогноз объёмов производства и реализации продукции (услуг) осуществляется на основе сопоставления результатов маркетинговых исследований с производственными возможностями предприятия. Объём производства в номенклатурном разрезе прогнозируется по периодам: 1-й год по кварталам (в случае необходимости по месяцам); 2-й год – по полугодиям; последующие в целом за год (таблица 6).
Таблица 6.
Производственная программа[8]
Вид продукции |
Ед. изм. |
Объём производства по периодам | ||||||
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | ||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I п/г |
II п/г | |||
Продукция А | ||||||||
Продукция Б | ||||||||
и т. д. |
Объём реализации в стоимостном выражении прогнозируется на основе производственной программы с учётом лага, т. е. промежутка времени с момента начала производства до момента первых поступлений денежных средств от реализации продукции (услуг), во многом обусловлено длительностью производственного цикла (таблица 7). Рекомендуется рассчитать 3 варианта: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятностный.
Таблица 7.
Прогнозируемый объём реализации
Вид продукции |
Ед. изм. |
Объём производства по периодам | ||||||
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | ||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I п/г |
II п/г | |||
Продукция А: цена за ед. объём продаж объём реализации |
руб. шт. руб. | |||||||
Продукция Б: цена за ед. объём продаж объём реализации |
руб. шт. руб. | |||||||
и т. д. | ||||||||
Всего |
Руб. |