Возможные критерии сегментации рынка по группам:
Заказчики – физические лица (возраст, пол, социальная принадлежность, образование, уровень дохода, стиль жизни);
Заказчики-предприятия (сфера деятельности, местонахождение, инвестиционный климат в отрасли – потребителе продукции, финансовая устойчивость заказчика, налоговые льготы и др.);
Заказчик-государство.
Для каждой группы нужно отметить, что является для неё главным стимулом покупки именно данной продукции.
После того, как определено примерное количество будущих клиентов, можно сделать прогноз объёмов продаж, т. е. сколько реально можно продать продукции при имеющихся условиях деятельности предприятия. Причём нужно показать, как эти данные будут меняться как минимум в течение первых 3-х лет (таблица 1).
Таблица 1.
Прогнозные объёмы продаж по сегментам рынка[2]
Вид продукции |
Ед. изм. |
Объём производства по периодам | ||||||
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | ||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I п/г |
II п/г | |||
Продукция А: потребитель X потребитель Y и т. д. | ||||||||
Итого | ||||||||
Продукция Б: потребитель X потребитель Y и т. д. | ||||||||
Итого | ||||||||
и т. д. |
Материал об анализе рынка должен помочь будущим инвесторам, руководителю предприятия найти ответы на следующие вопросы:
Какова ёмкость рынка для данного предприятия?
Каков потенциал роста данного рынка?
Какая доля на рынке приходится на данное предприятие?
На каких сегментах рынка предприятие уже задействовано?
Что будет происходить с долей предприятия по мере расширения рынка – сокращение или увеличение?
Каковы товары, пользующиеся спросом на данном сегменте рынка?
Кто является потенциальным клиентом?
Что является главным стимулом покупки именно данной продукции: цена, качество, сервис, время доставки и исполнения, престижность фирмы и т. д.?
Каким образом расширить круг потенциальных покупателей?
Конкуренция.
Цель данного раздела – облегчить выбор тактики конкурентной борьбы и помочь избежать повторения чужих ошибок. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ деятельности конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность. Чтобы успешнее противостоять соперникам. Знание конкурентов повышает обоснованность стратегии предприятия.
Необходимо выделить и проанализировать сильные и слабые стороны свои и конкурента и конкурентоспособность производимых товаров, услуг.
В этом разделе необходимо получить ответы на следующие вопросы:
Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции (услуги)?
Что представляет собой их продукция (услуга)? (основные характеристики, уровень качества, сервис, дизайн, мнение клиентов).
В каком состоянии их дела: стабильны, на подъёме, спад (причины)?
Каков объём продаж, дохода основных конкурентов?
Каков уровень цен на продукцию (услугу) основных конкурентов? Ценовая политика?
Много ли внимания конкуренты уделяют рекламе?
Уровень финансового состояния конкурентов.
Заполнив и проанализировав таблицу 2, можно попытаться определить преимущества и слабости свои и конкурентов.[3]
Таблица 2.
Запросы потребителя |
Что может предложить | |
конкурент |
ваше предприятие | |
Качество | ||
Исключительность товара | ||
Низкие цены | ||
Ассортимент | ||
Послепродажное обслуживание | ||
Надёжность | ||
Условия доставки | ||
Местонахождение | ||
Полнота информации | ||
Близость (доступность) | ||
Льготные условия платежа | ||
Гарантии | ||
Консультирование | ||
Осведомлённость | ||
Престижность фирмы |