Для оценки уровня эффективности функционирования некоторые авторы предлагают использовать показатели рентабельности.
Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Чаще всего рентабельность измеряется с помощью системы показателей.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. Показатели, базирующиеся на затратном подходе. Их уровень определяется соотношением прибыли с затратами. К ним относится рентабельность текущих затрат.
2. Показатели, характеризующие эффективность системы продаж, которые определяются соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции. Это такие показатели, как:
рентабельность отдельных видов продаж;
общая рентабельность продаж.
3. Показатели, в основе которых лежит ресурсный подход. Их уровень определяют отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала. Это следующие показатели:
рентабельность совокупных активов или общая рентабельность;
рентабельность операционного капитала;
рентабельность оборотного капитала;
рентабельность собственного капитала.
Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятий за определенный период и рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к выручке от реализации, умноженное на 100.
Данный показатель отражает долю прибыли отчетного периода в продажной цене реализованных товаров, работ и услуг.
Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли имеют различные объемы выручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рентабельности.
Роль и значение рентабельности заключается в следующем:
- данный показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
- повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике;
- рентабельность – результативный, качественный показатель деятельности предприятия,
- рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
- увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
- рентабельность имеет важное значение для собственников, так как при ее увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растет цена акции;
- уровень рентабельности интересует кредиторов и заемщиков денежных средств с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности предприятия;
- динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;
- показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере предпринимательства.
При расчете рентабельности используется как общая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности предприятия.
Что касается показателей рентабельности СООО "Креанд", они не могут быть рассчитаны ввиду наличия убытков от хозяйственной деятельности как в 2006, так и в 2007 году.
Цели роста предприятия могут быть сформированы на четырех различных уровнях:
1) рост по отношению к базовому рынку – СООО "Креанд" еще не полностью исчерпал возможности, связанные с предоставлением услуг по строительству и капитальному ремонту промышленных объектов. Отсюда стратегия – расширение объема и номенклатуры оказываемых услуг, следование политике отказа от привлечения субподрядных организаций.
2) выход на новый рынок – коммерческое и элитное жилье пользуется спросом и имеет высокую стоимость.
3) увеличение объёмов и повышение качества выполняемых работ за счет модернизации производства, применения новых методов ведения работ, ужесточения требований к организации и дисциплине труда.
Экономное расходование тепла, электроэнергии, природных видов топлива, воды и материальных ресурсов обозначено в виде ключевой задачи Директивой №3 Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года. Во исполнение положений Директивы №3 в СООО "Креанд" созданы постоянно действующие комиссии по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и по нормированию топливно-энергетических и материальных ресурсов.
На основе проведенного анализа фактических объемов потребления топливно-энергетических ресурсов специалистами общества разработан план мероприятий по энергосбережению на 2007-2009г. Выполнение целевого показателя по энергосбережению в 2008 году, установленного СООО "Креанд" в размере 12,5%, планируется достичь посредством следующих энергосберегающих мероприятий (табл. 8).
Таким образом, использование новых технологий, энергосберегающего оборудования, позволит сэкономить затраты на оплату топливно-энергетических ресурсов.
Таблица 8. Расчет потребности в топливно-энергетических ресурсах по СООО "Креанд" на 2008 год
Наименование показателей |
2007г |
2008г |
Отклонение +/- |
Темп роста % |
Электрическая энергия |
1297 |
640 |
-657 |
49,3 |
Тепловая энергия |
724 |
500 |
-224 |
69,0 |
Прочие виды топлива |
482 |
316 |
-166 |
65,5 |
Всего затраты на топливно-энергетические ресурсы |
754 |
690 |
-64 |
91,5 |
Условно-переменные затраты |
702 |
580 |
-122 |
82,6 |
Условно-постоянные затраты |
52 |
114 |
62 |
219,2 |