На третьем этапе, после определения миссия, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объём и структуру бизнес плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи.
Примерная структура бизнес-плана должна состоять из:
1. Меморандум и конфидициальности
2. Резюме
3. Описание отрасли
4. Характеристика предприятия
5. Выбор деятельности
6. План маркетинга
7. Производственный план
8. Организационная структура предприятия
9. Финансовый план и бюджет предприятия
10. Анализ рисков
11. Организационный план
12. Приложения
Конечно, применительно к конкретному проекту структуру бизнес-плана можно уточнять – укрупнять разделы или, напротив, детализировать.
Четвёртый этап бизнес планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана.
Последний пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
В практике планирование – это важнейшая функция управления. В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:
Ø Определение целей планирования – желаемого состояния предприятия и его положения на рынке
Ø Анализ проблем – фактического исходного положения дел и по окончании планового периода
Ø Поиск альтернатив – выявление возможных вариантов развития по различным сценариям
Ø Определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объёмов производства и др.
Ø Оценка – проведение оптимизационных расчётов и обоснование экономических показателей
Ø Оформление плана в виде единого документа
При организации разработки бизнес-плана предварительно определяются:
Ø Объекты планирования – предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий.
Ø Разработчиков плана – ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определённая их комбинация.
Ø Порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект.
Ø Методы планирования – обычные традиционные приёмы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.
При обосновании положении положений бизнес-плана целесообразно:
1) Акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому представляет интерес для тех, кому они адресованы – работникам предприятия, партнером или другим внешним потребителям.
2) Представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана.
3) Аргументировать все расчёты и показатели таким образом, что бы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.
Бизнес план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:
Ø Наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»
Ø Метод подготовки плана
Ø Авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны
Ø Имена и адреса учредителей
Ø Назначение бизнес-плана и его пользователя
После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использование ее исключительно в интересах фирм, представивший проект.
Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:
Описание отрасли – анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:
- Её сырьевой базы
- Сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нём
- Потенциальных клиентов их возможности
- Региональной структуры производства
- Основных фондов и их структуры
- Инвестиционных условий
Анализ инвестиционный привлекательности сферы бизнеса состоит из трёх этапов:
- многофакторного анализа уровня интенсивности отраслей конкурентности
- Определение стадии развития избранной отрасли
- Непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли
При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а так же производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли (схема 2.1.)
Схема 2.1. Основные факторы выбора сферы предпринимательской деятельности.
[источник №1 в списке литературы]
В любой стране существуют запрещённые сферы бизнеса (контрабанда, порнография и др.), а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (оружие, ядохимикаты, наркотики и др.).