Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея – форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса.
Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил – желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и ещё не осознанных потребностей различных слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества (схемы 1.2. и 1.3[источник №3 в списке литературы]).
Схема 1.2 Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане.
Схема 1.3. Основные субъективные факторы возникновения предпринимательских идей
Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя
Удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем – в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).
Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес идей технологически проходит в общем четыре укрупнённых фазы (таблица 1.1.).
таблица 1.1. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане.
№ п\п |
Наименование фазы |
Основание содержание |
1. |
Поиск новой идеи и факторы ее возникновения. |
Мотивы, состояние рынка, достижение науки и техники, не осознанный или не удовлетворённый спрос и т.п. |
2. |
Анализ потенциальной и реальной ценности идеи |
Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность) в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель) |
3. |
Оценка риска |
Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь. |
4. |
Разработка бизнес-плана проекта |
План действий по реализации цели: выбор техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д. |
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:
Схема 1.4. Этапы формирования бизнес-плана
[источник №1 в списке литературы]
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из:
Этика фирмы
Основопологающие принципы
Внешний образ фирмы
Ценности организации
Высшие цели и ограничения: тактические и оперативные цели
Авторитет предприятия
Культура предприятия
Нормы поведения фирмы
Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия.
В системе бизнеса выполняет следующие пять функции:
Инициативы – сопоставление существующего желаемого состояния фирмы, мотива действий.
Критерияпринятия решения - оценка информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе.
Инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса.
Координация – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений.
Контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (таблица 1.2.).
Показатели |
Миссия |
цели |
1. Временной критерий |
Устремлена в будущее, но не имеет временных определении и не зависит от текущего состояния |
Всегда предполагает сроки их достижения |
2. Направленность информации |
На внешнюю среду предприятия – на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания. |
Чаще имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов. |
3. Особенности формулировки |
Выражаются в общих терминах, и освещает образ предприятия, его марку, стиль и т.п. |
Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности |
4. Измеримость | Преобладает качественные характеристики и относительный масштаб выражения |
В основном количественно измеримы и могут быть однозначным и множественным. |