Особенность изучения покупательского спроса в оптовой торговле заключается в сочетании методов изучения спроса оптовых покупателей и методов изучения спроса населения. Это позволяет оптовым организациям и предприятиям точнее определять действительную потребность в товарах, глубже изучать экономику района своей зоны деятельности, полнее выявлять внутренние резервы и возможности завоза товаров из других районов страны.
Рассмотрим основные методы изучения спроса оптовых покупателей. На основе анализа материалов статистической отчетности, учета выполнения заказов покупателей и данных количественно-суммового учета определяется объем продажи товаров как в целом, так и по группам, подгруппам и наименованиям.
На основе анализа движения товарных запасов устанавливается соответствие фактических товарных запасов плановым, выявляется частота поступления товаров от поставщиков (объединений) и отпуска оптовым покупателям, что косвенно характеризует объем спроса.
Для повышения действенности анализа продажи товаров и движения товарных запасов необходимо не только выявить причины повышенного или слабого спроса на отдельные товары, но и принять меры к увеличению или соответственно прекращению их закупок у поставщиков.
Для изучения тенденций изменения спроса в планируемом периоде в зависимости от валового оборота оптовых предприятий и объема заказов розничной торговли можно использовать методы регрессионного анализа.
В АЗК ведется учет и анализ неудовлетворённого спроса покупателей. Неудовлетворенный спрос фиксируется в журналах или на специальных карточках. Товароведы оптовых предприятий в процессе обслуживания покупателей отражают в этих документах причины невыполнения заказов магазина и организаций на отдельные товары, а также их пожелания и замечания по ассортименту и качеству товаров. На основании данных неудовлетворенного спроса принимаются срочные меры к дополнительной закупке необходимых товаров и корректируются заказы промышленности на их производство и поставку.
Учет отказов покупателей от закупки товаров и возвратов. Отказ от закупки товаров является одним из показателей неудовлетворительной работы производственных предприятий (объединений) или оптового звена по формированию товарного ассортимента и соблюдению качества продукции. Такой учет ведется при заключении договоров на ярмарках и вне ярмарок, а также при текущей поставке товаров. Причины отказа розничных предприятий и организаций от закупки товаров, а также их возврата должны быть тщательно проанализированы и приняты соответствующие меры.
В соответствии с Положением о поставках товаров возвращенные товары должны быть заменены на товары, отвечающие требованиям покупателей. Регистрация случаев отказов оптовых покупателей от закупки и возврата товаров ведется в журнале.
К числу организационных мероприятий по изучению спроса, проводимых предприятиями, следует отнести сельскохозяйственные выставки-ярмарки. На таких выставках демонстрируется сельхозпродукция. Выставки-просмотры завершаются подробным обсуждением отзывов заинтересованных лиц и организаций об экспонируемых товарах и выработкой рекомендаций по расширению или сокращению их производства.
Выставки-просмотры могут быть организованы также советами производственных предприятий. В этих совещаниях принимают участие представители промышленности, оптовой и розничной торговли. Материалы совещаний позволяют глубже изучить колебания спроса на отдельные товары.
Для выявления тенденций спроса и выработки мероприятий по его удовлетворению в предстоящем году организуются торговые конференции. В них принимает участие широкий круг заинтересованных организаций и специалистов по конкретным проблемам производства и продажи товаров.
Наряду с изучением требований покупателей магазин широко использует различные методы непосредственного изучения спроса населения, например через опросы, анкетирование, создание временных опорных пунктов по изучению спроса покупателей. Эти пункты ведут выборочный учет поступления и продажи товаров, состояния товарных запасов, замечаний покупателей по ассортименту и качеству изделий. Полученную информацию ежемесячно направляют оптовому предприятию в виде конъюнктурных обзоров, составляемых работниками розничной торговли.
Являясь корреспондентами оптового предприятия, эти работники (заведующие торговыми отделами, товароведы, экономисты, заведующие магазинами и секциями, старшие продавцы) изучают спрос покупателей в соответствии с программой и планом, разработанным оптовым предприятием. Для создания опорных пунктов отбирают наиболее типичные розничные торговые предприятия, торгующие товарами номенклатуры данного оптового предприятия.
Товароснабжение составляет основу коммерческой деятельности как розничных, так и оптовых организаций и предприятий. От правильной организации товароснабжения зависят своевременное и бесперебойное поступление товаров в торговую сеть, скорость обращения товаров, состояние товарных запасов, структура товарного ассортимента магазинов, а в конечном итоге — степень удовлетворения спроса населения, культура торговли и эффективность торговой деятельности в целом.
Товароснабжение включает проведение оптовых закупок товаров и доставку их в розничную сеть. Оптовые закупки закладывают основу товароснабжения. Только при закупках оговариваются такие условия снабжения, как ассортимент товаров, сроки поставки, качество, комплектность товаров, цены, способы доставки и др. При закупках устанавливаются хозяйственные связи розничной торговли с промышленностью, оптовыми предприятиями, происходит воздействие торговли на поставщиков.
Однако закупка товаров у поставщиков — это еще только начало. Конечная цель товароснабжения состоит в том, чтобы создать в розничной торговой сети наиболее благоприятные условия для полного и своевременного удовлетворения покупательского спроса. Поэтому необходимо организовать бесперебойную и ритмичную доставку сельскохозяйственных товаров в магазин, обеспечить гарантированное и планомерное пополнение товарных запасов в разнообразном ассортименте, соответствующем специализации магазина и его ассортиментному перечню с минимальными затратами, обеспечить четкую координацию действий между поставщиками, транспортными предприятиями и розничной торговлей на всех этапах товароснабжения.
Научная организация товароснабжения розничной сети предполагает: правильное сочетание централизованного планирования товароснабжения с самостоятельностью предприятий; экономическое обоснование выбора источников поступления товаров и разработку рациональных схем поставок; определение ассортимента, оптимального (с точки зрения народнохозяйственных затрат) объема, комплектности и периодичности завоза партий товаров в магазины; совершенствование технологии доставки товаров в магазины на основе дальнейшего развития их централизованного завоза в таре-оборудовании; применение автоматизированного управления процессами товароснабжения.