Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?
2,0% - на местную администрацию;
5,8% - на руководство предприятий;
8,6% - на профсоюзы;
70,6% - только на себя;
13% - ни на кого не надеются.
Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:
личные связи - 42,9%;
государственную службу занятости - 26,5%;
объявления - 11,1%;
организацию собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу занятости - 6,1%;
обращение к работодателю - 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.
Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.
Численность экономически активного населения к концу февраля 2002г. составила, по оценке, 70,5 млн.человек, или около 50% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В январе 2002г. на них работало 40,7 млн.человек, или 63% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1777,6 тыс.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составило в январе 2002г. 42,5 млн. и было меньше, чем в январе 2001г. на 296,5 тыс., или на 0,7%.
Безработица. В конце февраля 2002г., по оценке, 6,4 млн.человек, или 9,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,2 млн.человек, или 1,8% экономически активного населения.
В соответствии с методикой МОТ, которой придерживается Госкомстат РФ, в марте 2001 года в России было 6,7 млн. безработных. По регионам зарегистрированная безработица (1,1 млн. чел.) распределяется неравномерно.
Отчасти это связано с реальными процессами реструктуризации производства или различиями в тактике сохранения кадров, применяемой директорами промышленных и аграрных предприятий. Но, по-видимому, большее значение имеют другие факторы, среди которых выделяются эффективность работы местных служб занятости и срытая безработица.
Скрытая безработица.
Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.
Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Дальнего Востока. Дороговизна выезда из региона для работника и сложность привлечения новой рабочей силы для работодателя определяет то, что последние склонны содержать часть фактически не работающего персонала просто “на всякий случай”. Среди жителей Северо-Востока и Дальнего Востока заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и даже авантюризму. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этого какой-либо “конторе”, в т.ч. службе занятости. Кроме этого более рисковый склад характера здешних жителей ведет к их большей занятости во вновь нарождающихся (и поэтому еще не регистрируемых) сферах занятости, а также в криминальной сфере.
Минимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитым районам Сибири и Урала. Во-первых, в этом проявляются последствия более низкой занятости в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица свойственна в наибольшей степени. Во-вторых здесь более выражен миграционный отток избытка рабочей силы.
На Европейской части страны имеются две крупных зоны скрытой безработицы - степные регионы низовий Волги и Дона, и северо-западный экономический район, включая Калининградскую область.
Структурная безработица.
Считается, что показатель безработицы может применяться как индикатор уровня развития процесса реструктуризациии в экономике. Традиционная экономическая школа обычно ограничивается при этом показателем числа ищущих работу на одну вакансию. Гораздо более эффективным методическим приемом, позволяющим индицировать структурные изменения на рынке труда является показатель поляризации, то есть учет одновременного роста, как уровня безработицы, так и уровня предложения новых рабочих мест.
Приведенная карта показывает наибольшие значения этого индекса в регионах с развитым военно-промышленным комплексом, что отражает спад потребности в квалифицированных рабочих и специалистах при росте предложения мест с малоквалифицированным трудом. Это Московская, Владимирская и Калужская области с сочетанием военной промышленности и высокого научно-технического потенциала; Удмуртия, Кировская область, Хабаровский край с развитым военно-промышленным комплексом; Калининградская и Камчатская области - оборонные анклавы страны, где высока численность военных, включая специалистов по наиболее современным видам вооружения и средствам связи.