Если по ходу выполнения проекта выясняется, что надо сделать резкий поворот, то есть изменить содержание бизнес-плана (в hi-tech такая ситуация не редкость), этот шаг должен быть согласован с администрацией технопарка. Последняя также согласует продление контракта, если считает это целесообразным.
Бывает и наоборот — группа выполняет свою задачу раньше (был хороший задел, динамично работали). По условию контракта она может продолжать оставаться в технопарке с его чрезвычайно удобным сервисом и, к примеру, готовить задел для нового проекта. Такая возможность создает хороший стимул для клиентов ускорять выполнение договора.
Особая ценность такой "живой", а не книжной стажировки в том, чтобы усвоить правильный стиль управления, понять, что необходимо и достаточно для эффективной работы технопарка, а что избыточно, лишь увеличивает издержки, но не дает должной отдачи. На практике такие проблемы часто возникают.
70 лет господства социалистического метода хозяйствования в нашей стране показали его экономическую несостоятельность. Наша страна в последние 50 лет не уступала в своем технологическом развитии, хотя является самой северной цивилизацией в мире и несет большие затраты на создание продукта, чем другие страны. В 70-е годы она обеспечивала до 50% роста своей экономики за счет создания новых наукоемких и, в первую очередь, базовых технологий. Но подавляющее число новейших разработок и исследований было сосредоточено в военном комплексе и почти не применялось в гражданской промышленности. Эта однобокость развития научно-технического прогресса сказалась на российской экономике. Сейчас в промышленности наблюдается спад производства, в сентябре 1998г. объем промышленного производства составил 82% по сравнению с декабрем 1995г. — далеко не самого удачного для нашей экономики. Предприятия из-за отсталой технологии не способны конкурировать с зарубежными высокотехнологичными фирмами. Но никто не станет отрицать, что у России отсутствует технологическая и научная база, но в советский период она недостаточно использовалась.
Переход к рынку обнажил недостатки российской экономики и, прежде всего, научно-промышленного комплекса. В условиях инфляции цены на новую технику росли значительно быстрее, чем производительность этой техники, что вызывает неуклонное снижение экономического эффекта от её применения. Главная же проблема в том, что новая техника стоит дороже, чем низкоквалифицированная рабочая сила, и дорожает значительно быстрее. При таком положении дел модернизация становится невыгодной, поскольку предприятия не использующие достижения научно-технического прогресса, имеют более низкие издержки и, следовательно, лучшие индивидуальные условия производства. Малопроизводительный, но нищенски оплачиваемый труд успешно конкурирует с передовой техникой. Именно необходимость замещать машины живым трудом стала основной причиной падения рыночного спроса предприятий на новейшие наукоемкие средства производства. К этому надо добавить резкое снижение объемов финансирования НИОКР со стороны государства и “утечку мозгов” за границу (по оценкам экспертов ежегодный ущерб от этого явления составляет 50-60 млрд. долл.). Разрушается, таким образом, научный потенциал России.
Отсутствие жестких планов, норм производства, необходимость повышения производительности труда и выпуска конкурентноспособной продукции привели к поиску путей выхода из кризиса. Научно-исследовательские организации из-за недостатка финансирования, в поисках потребителей результатов своих разработок, ищут контактов с производящей сферой — главного потребителя научно-технической информации. Были изучены различные модели инновационного процесса, опыт капиталистических стран.
Ключевую роль в становлении малого инновационного предпринимательства призвана сыграть система институтов его поддержки, или инновационная инфраструктура. Она, судя по опыту стран развитой рыночной экономики, включает три главных функциональных блока. Это блоки: а) специализированных организаций поддержки и обслуживания малых инновационных фирм, б) центров выращивания последних, в) зон (территорий) инновационного предпринимательства. При этом элементы первой группы можно рассматривать в качестве объектов общей рыночной инфраструктуры, а второй и третий — объектов инфраструктуры как малого бизнеса в целом, так и малого инновационного предпринимательства в частности.
К первому функциональному блоку относятся следующие подсистемы: 1) информационного обеспечения; 2) экспертизы; 3) финансово-экономического обеспечения; 4) сертификации наукоемкой продукции; 5) патентования и лицензирования; 6) подготовки и переподготовки кадров; 7) лизинговые центры; 8) консультационная служба (маркетинг, менеджмент и др.); 9) фирм специализированных услуг (бухгалтерских, аудиторских, рекламных и др.); 10) фирмы — технологические посредники. Все названные подсистемы находятся в России в начальной стадии формирования (пожалуй, относительно продвинутым можно считать состояние информационного обеспечения, подготовки кадров и консалтинговых услуг).
Второй и третий функциональные блоки инновационной инфраструктуры представлены “центрами выращивания” (инкубаторами) бизнеса, в том числе малых инновационных фирм, а также научными и технологическими парками.
Первый российский научный парк был создан в Томске в 1990 году. В своем развитии он пережил три этапа. Он был организован как ассоциация государственных учреждений со 100%-й государственной собственностью. Его учредили в то время Государственный комитет по образованию СССР, Минвуз России, властные структуры региона, ведущие вузы города, Томский научный центр СО РАН и промышленные крупные предприятия. Затем он был реформирован в АОЗТ, в котором государственная собственность составляла уже около 3% и появились акционеры физические лица (200 ведущих ученых, преподавателей вузов и инженеров Томска). И наконец, переживая большие экономические трудности из-за неудач в коммерческой деятельности, в 1995 году технопарк был реорганизован и его правопреемником стало АООТ Томский международный деловой центр "Технопарк". Технопарк сыграл существенную роль в формировании рыночной инфраструктуры в Томской области. Он помог появиться на свет более чем 200 малым предприятиям и фирмам с различными формами собственности и направлениями деятельности, которые функционируют до настоящего времени.
В мае 1991 года был создан республиканский технопарк “Башкортостан”. С самого начала он получил полную поддержку правительства республики и через короткое время стал центром разработки и реализации инновационной политики. Его учредителями выступили 36 организаций. Сейчас в нем 18 фирм и помощь оказана более чем 2000 малых предприятиям республики.
Довольно успешно работают технопарки Санкт-Петербургского электротехнического института, Саратовского государственного университета и технического университета, Марийского политехнического института, Самарского аэрокосмического университета, МИФИ и ряда других.