На такой транспортабельный товар, как сливочное масло, цена колебалась в значительно меньших размерах. Если в Полтаве и Чернигове цена за 1 кг сливочного масла составляла 7,50 грн., то в Севастополе – 11 грн.
Общий объем реализации молока и молочных продуктов хозяйствами общественного сектора сократился за 2000 год на 80%. Изменения в структуре реализованной продукции характеризуются сокращением удельного веса молока, проданного заготовительным организациям, и увеличением доли продаж прочими каналами. Заготовительным организациям в прошлом году общественный сектор передал 67% произведенного молока. Остальная часть продукции была реализована населению в системе общественного питания и в счет оплаты труда; на рынке, через собственные магазины, ларьки и палатки; а также на бартерных условиях.
Если в 1999 году бартер занимал 7,2% в общем объеме реализованного молока, то в 2000 – 4,8%, или на 2,4 процентных пункта меньше.
Личные подсобные хозяйства за последнее время увеличили реализацию заготовительным организациям и перерабатывающей промышленности до 25% произведенного молока. Из общего количества закупаемого заводами молока 60% поступает от населения через 16 тыс. заготовительных пунктов.
Однако значительная часть продукта остается у производителя и используется для собственных нужд, реализуется на базаре и в уличной торговле, скармливается животным и частично теряется.
Причины относительно низкой товарности молока в частном секторе специалисты объясняют невысокой материальной заинтересованностью производителей в реализации через этот канал, поскольку закупочные цены на него ниже цен на свободных рынках более чем в два раза. Несовершенной является также организация приема молока от населения.
Для решения этой проблемы в Украине внедряются новые механизмы взаимоотношений с товаропроизводителями: создаются новые молокоприемные пункты, совершенствуется система взаимных расчетов.
За прошлый год большинству крупнейших молокоперерабатывающих предприятий Украины удалось увеличить выпуск продукции.
Успеху способствовали правильный выбор инвесторов, взвешенная маркетинговая политика, разработка и продвижение собственного брэнда, постоянное обновление ассортимента продукции и т. д.
Среди лидеров украинского рынка молокопродуктов можно выделить следующие.
ОАО «Галактон» создано на базе Киевского гормолзавода №2 в 1993 году. Крупнейшими акционерами является группа компаний, входящих в концерн «Меркс». Предприятие специализируется на производстве молока, молочных продуктов. Проектная мощность завода – 600 т молока в сутки. На протяжении 2000 года ОАО «Галактон» перерабатывало в среднем 280-300 т молока в сутки; после определенных преобразований планируется довести эту цифру до 500 т.
В ассортименте предприятия насчитывается около 70 видов продукции. Особой популярностью пользуется биосерия: БИОкефир, БИОйогурт, БИОряженка и БИОсметана. Для реализации своей продукции «Галактон» создал широкую сеть дистрибьюторов почти во всех регионах страны.
Павлоградский молочный комбинат (Днепропетровская область) преобразован в 1997 году в ОАО. Основной вид деятельности – производство молочных продуктов. Проектная мощность позволяет перерабатывать 250 т сырого молока в сутки, фактически же перерабатывается 120 т. Приблизительная сумма инвестиций в этот проект составляет $ 0,8-1 млн. Кроме традиционных продуктов (пастеризованного молока, кефира, ряженки, сметаны), комбинат выпускает соленые творожные пасты, сырки и творожные торты в шоколадной глазури, а также йогурты, сладкие десерты, Т-молоко.
С января 2000 года компания продвигает весь ассортимент продукции под зарегистрированной торговой маркой «Фанни». Торговая компания при ОАО «Павлоградский молочный комбинат» имеет сеть дистрибуции во всех областных центрах Украины.
ЗАО «Юрия» создано в результате акционирования в 1995 году Черкасского молочного завода. Более 60% акций принадлежит руководству завода. Мощности предприятия позволяют ему перерабатывать около 400 т молока ежесуточно. Однако из-за проблем с сырьем 2000 году ЗАО «Юрия» ежесуточно перерабатывало 300 т. Завод выпускает практически все виды цельномолочной продукции, а также мороженое. «Юрия» имеет широкую сеть дистрибьюторов почти во всех регионах Украины.
Итак, украинский рынок молокопродуктов можно представить в виде такой схемы:
сельскохозяйственные предприятия перерабатывающая пром-ть
частные подсобные хозяйства
потребители
Конкуренция между двумя первыми субъектами этого рынка отсутствует или носит стихийный характер, т. к. в с/х-предприятиях наблюдается низкая экономическая заинтересованность в продаже молокопродукции перерабатывающим комбинатам (цены у них в 1,5-2 раза ниже, чем в сети городских рынков). Основная конкуренция между производителями молока разгорается на стихийных рынках, базарах и т. п. Между представителями перерабатывающей промышленности наиболее жесткая конкуренция ведется за сегменты рынка (в основном, это частные крестьянские хозяйства) и за долю рынка.
Общая характеристика
Характерными особенностями рынка плодов Украины являются: недостаточно высокое их качество, очень ограниченный ассортимент продуктов, отсутствие их расфасовки и упаковки, удобных для потребителей, наличие сезонных и региональных колебаний цен и объемов продажи, упадок оптовой торговли, ограниченные кредиты, расширение реализации продукции на стихийных рынках, отсутствие рекламы продукции отечественных товаропроизводителей и недостаточная защищенность их от импорта и монополии. Переход к рыночной экономике обусловил значительные изменения в формировании рынка плодов, а именно: в корне изменился механизм ценообразования, в 18 раз уменьшился объем оптовой продажи (от 1236 тыс. т в 1990 году до 69 тыс. т в 1999 всеми категориями хозяйств Украины), произошли структурные нарушения товарооборота по сегментам рынка. В частности, установилась тенденция уменьшения заготовок (поскольку почти приостановила работу потребительская кооперация, в 2000 году ее организациям было продано только 1,2% всей реализованной продукции сельскохозяйственных предприятий Украины) и увеличение реализации фруктов за счет бартерных сделок, расширение продажи их на городских рынках, в счет оплаты труда.
Если в 1990 году на долю проданных заготовительным организациям сельскохозяйственными предприятиями Украины приходилось 87% объема реализованных плодов, то в 2000 году – только 16%. Одновременно на городских рынках и через частную фирменную торговлю они реализовали соответственно 10 и 50% плодовой продукции. До 1991 года в нашей стране вообще не реализовывалась продукция садоводства по бартерным сделкам, а сейчас на долю этого сегмента рынка приходится 11% всего объема ее продажи сельскохозяйственными предприятиями Украины.